[ Главная ] | [ К списку ] | Цветаева Антонина Федоровна

Воспоминания о работе на Алтайском тракторном заводе Цветаевой (Берко) Антонины Федоровны

От суровых тех дней, когда рождался Алтайский тракторный завод, когда люди работали под лозунгом: «Все для фронта, все для победы над немецко-фашистскими захватчиками», нас отделяет 70 лет.

В то время в нашем небольшом городке работали предприятия: завод, пищекомбинат, птицекомбинат, хлебокомбинат.

В общем, довоенный Рубцовск являлся крупной сельскохозяйственной базой по переработке продуктов полеводства и животноводства района.

Май 1941 года. Я училась в железнодорожной школе № 112. Отзвенел последний звонок, сданы экзамены за восьмой класс. Куда пойти дальше учиться – пока решения не было. Но вот через месяц 22 июня 1941 года неожиданно грянула гроза. Объявили по радио страшную весть: «На Советский Союз напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война».

Мы жили недалеко от станции и я видела, как в феврале 1942 года на тихую, тогда небольшую станцию в Алтайской степи, далекой от передовой прибыл первый эвакуированный эшелон с Харьковского тракторного завода и степной ветер с запахом полыни встречал его. За этими эшелонами следовали другие.

С эшелонами прибывали станки, оборудование, незаконченные тракторы, рамы и другие узлы. На месте, где строилось зерновое элеваторное хозяйство: ряд амбаров для хранения зерна. И на этом месте предстояло построить новый тракторный завод. Работами руководил директор Харьковского тракторного завода Петр Павлович Парфенов, назначенный директором вновь строящегося завода в алтайской степи.

И наше поколение с этой задачей справилось, потому что у нас было огромное желание, чтобы скорее разбить фашистов и наступила победа. Мы стойко переносили трудности, забывая об отдыхе.

На завод я пришла в июне сурового военного 1942 года. В отделе кадров оформили меня слесарем-сборщиком и направили в механо-сборочный цех. В амбаре, где должен быть механо-сборочный цех, оборудования еще не было.

Встретил меня начальник цеха Михаил Григорьевич Жарнов такими словами: «Нам самим придется устанавливать оборудование и потом учиться собирать тракторы». Наш участок сборки заднего моста и коробки скоростей должен был занять один отсек амбара, а пока там ничего не было и нам необходимо было готовить наш участок, как и весь цех, к приемке оборудования.

Наш инструмент был: молоток, бородок, зубило, клещи и кувалда. И вот никогда не державшие в руках молотка, мы, 16-17-летние девчонки, из больших листов делали инструментальные ящики для хранения инструмента и деревянные стеллажи для складирования деталей.

Наконец, с помощью металлического листа и единственного гусеничного трактора 4ТЗ, металлорежущие станки и оборудование стали завозить в амбары. Мужчин – один наш мастер Николай Емельянович Бондаренко, а остальные девчонки.

Под фундамент для станков долбили ямки в прочном армированном бетонированном полу. Пробивали углубления под анкерные болты для крепления станков. Под станки подкладывали круглые ломики и под возгласы: «Раз, два взяли» двигали и устанавливали в подготовленные ямки, вставляли в углубления анкерные болты и заливали бетоном, который сами же и разводили. Девичьи руки выполняли совсем не девичью работу. Сейчас это кажется невозможным, а в то время каждый старался из последних сил, понимая, что своим трудом приближает победу. В общем, выполняли работу монтажников. И все это делалось под опытным руководством мастера Бондаренко Николая Емельяновича.

Так начинал свою трудовую жизнь, ставший мне родным и давший мне путевку в трудовую жизнь, механо-сборочный цех Алтайского тракторного завода. И так же начинали свою трудовую деятельность другие цеха завода.

Вокруг небольшой группы кадровых работников Михаила Григорьевича Жарнова, Арона Моисеевича Капулкина, Николая Емельяновича Бондаренко, Михаила Ивановича Баахмача, Якова Ивановича Любченко, Хрисаифа Ивановича Подчасова и других, прибывших с Харьковского тракторного завода, формировался и мужал коллектив механо-сборочного цеха. Начинали здесь свою трудовую деятельность Вера Минеева, Вера Кошкарова (впоследствии депутат Верховного Совета РСФСР), Вася Усилов, Федя Тутариков, Ваня Наумушкин, Ира Тутынина, Катя Букина, Дуся Минина, Лиза Утопленникова, Лида Тимофеева, Маша Гуцалова, Петя Фефелов, Володя Ситников, Шура Субратова, Дуся Марсакова, Валя Варакосова, Аня Кунгурова и другие.

Сплотилась в единую семью и наша бригада слесарей-сборщиков заднего моста и коробки скоростей: мастер Бондаренко Николай Емельянович, бригадир Вера Минеева, инструкторы Вася Усилов и Федя Тутариков, члены бригады Ира Тутынина, Дуся Минина, Лиза Утопленникова, Катя Рябкова, Валя Харитонова, Тоня Берко – автор этих строк – и другие, которых я не помню по фамилии. У нас были дружеские отношения, мы помогали друг другу в работе.

В цех привезли старый трактор СХТЗ-НАТИ. Разобрали его по узлам и деталям. На наш участок привезли коробку скоростей и задний мост. Мы эти узлы разобрали, промыли в керосине и снова собрали, чтобы постичь сборку. Так я осваивала свою первую в жизни рабочую профессию слесаря-сборщика.

И первый наш преподаватель Арон Моисеевич Капулкин – контролер испытательной станции ХТЗ, здесь, непосредственно на участке, с любовью рассказывал нам об устройстве трактора, назначении узлов и деталей.

В короткий срок мы сумели освоить профессию слесаря-сборщика.

Мне было поручено собирать коробочки управления заднего моста, Ира Тутынина собирала вал заднего моста с ведомым барабаном, Вера Минеева на сборке коробки скоростей. Остальные были заняты на сборке других узлов, всего заднего моста и установки коробки скоростей на задний мост.

В минуты небольшого отдыха мы начинали петь. Запевалой была Ира Тутынина. Начинает с грустных задушевных, потом переходит к задорным фронтовым песням. Все подхватывают и становится легче на душе.

Была у нас в цехе доска показателей, где каждый день вывешивали показатели лучших. Как сейчас помню, чаще всего были фамилии: Кошкарова Вера, Вера Минеева, Лида Тимофеева, Володя Ситников, Тоня Берко, Катя Букина и другие.

В недостроенном чугунолитейном цехе была пущена первая вагранка и получена первая плавка. Потом была первая плавка в сталелитейном цехе. Начал работать кузнечный цех. В дальнейшем начали работу механические цехи. Готовые детали начали поступать на сборку.

И вот, в самый трудный для Родины час, 24 августа 1942 года, когда сталинградцы - защитники завода героически защищали и отбили все атаки немцев и перешли в контрнаступление, на Алтайском тракторном заводе был собран первый гусеничный трактор АСХТЗ-НАТИ марки АТЗ с керосиновым двигателем и деревянной кабиной. И это стало началом трудовой жизни Алтайского тракторного завода.

Из цеха первый трактор было поручено вывести ветерану Харьковского тракторного завода слесарю-сборщику Киневичу Павлу.

День был теплый, солнечный. Начальник цеха Михаил Григорьевич Жарнов разрешил всем работникам цеха присутствовать на выходе первого трактора из цеха.

Пришел директор Парфенов Петр Павлович и руководство завода. И когда Павел Киневич запустил двигатель все закричали: «Ура», а Михаил Григорьевич сказал: «В добрый путь». Когда трактор выехал из цеха состоялся короткий митинг.

Павел Киневич выехал на тракторе с завода и проехал по улицам нашего города. Это стало началом серийного выпуска тракторов. И я горжусь, что частица моего труда вошла в начало возрождения ставшего родным такого крупного производственного объединения как Алтайский тракторный завод им. М.И.Калинина.

В зерновых амбарах, не приспособленных для работы в зимних условиях, мы мерзли, руки коченели от холода. В короткие минуты отдыха отогревали руки над железными печками-времянками, которые сами же изготавливали из листового железа и устанавливали на участках в цехе. Отогревались и снова за работу.

Каждое утро нас собирал начальник цеха Михаил Григорьевич, читал сводку «От Советского информбюро» и давал задание на день. А сводки в то время были печальные. Город за городом, несмотря на тяжелые бои, сдавали. Нам было трудно, но, зная, что там на фронте еще труднее, с мыслью, что от нашей работы в тылу зависит успех на фронте, мы не уходили из цеха пока задание не было выполнено.

Сборку первых задних мостов производили прямо на полу. Собранные узлы для всего трактора доставлялись на изготовленных нами тележках. Потом силами коллектива цеха были изготовлены и пущены в эксплуатацию конвейеры: большой для сборки тракторов и малый для сборки заднего моста и коробки скоростей.

При перевыполнении сменных заданий нас премировали тканью хаки, рабочими ботинками, талонами на стахановский обед (улучшенный и к обеду дополнительно давали хлеб).

Хлеб выдавали по карточкам 800 грамм на работающего. Выдавали нам спецодежду: фуфайки, комбинезоны, брезентовые ботинки на деревянной подошве.

Одновременно с выпуском тракторов для фронта и сельского хозяйства шло строительство завода и заводского поселка. Мы, отработав по 12-14 часов на сборке, помогали строителям строить свой цех: подвозили на тачках песок, глину, кирпич, а порой вели кирпичную кладку стен. Так в содружестве с коллективом сборщиков строители в 1945 году сдали в эксплуатацию механо-сборочный цех.

В те суровые годы бурно развивалось соревнование. За самоотверженный труд, перевыполнения норм в 2-3 раза, за помощь фронту в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками бригаде присваивалось звание «Лучшая фронтовая комсомольско-молодежная бригада».

Главное достоинство этого соревнования заключалось в коллективной ответственности членов бригады за выполнение производственного задания. С августа 1943 года нашей бригаде неоднократно присваивалось звание: «Лучшая фронтовая комсомольско-молодежная бригада» и каждый член бригады награждался грамотой. Осенью 1943 года вместе с бригадирами Верой Минеевой и Верой Кошкаровой была избрана делегатом (всего было 12 делегатов) на краевой съезд стахановцев, который проходил в г. Барнауле. На съезде отчитывались о проделанной работе и ставились задачи на будущее.

Помню как нашему заводу вручили переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Это знамя передавалось на хранение цеху, добившемуся наиболее высоких показателей. В сентябре 1943 года за первое место в соревновании переходящее Красное знамя было передано на хранение нашему механо-сборочному цеху. В цехе каждую пятидневку Красное знамя принимали лучшие участки по результатам соревнования. За первое место знамя было вручено нашему участку и стояло оно у нас долго, а рядом караулил охранник с винтовкой.

В марте 1942 года начались занятия в тракторном техникуме, открытом в связи со строительством в г. Рубцовске тракторного завода.

В 1944 году, когда стало небольшое облегчение на фронте, преподаватели Рубцовского тракторного техникума ходили по цехам и агитировали молодежь на учебу. Я мечтала продолжить учебу и дала согласие поступить в техникум. Я училась на втором курсе, когда пришла радостная весть: кончилась война, мы победили. Услышав это радостное сообщение весь народ нашего городка бежал на свои предприятия, учебные заведения, в школы. Потом организованно колоннами шли на площадь имени С.М. Кирова, где и состоялся митинг. Люди были радостные, веселые и день 9 мая 1945 года был такой теплый, такой солнечный, казалось это и природа радовалась вместе с народом дню Победы.

Закончив техникум, в 1948 году я вновь вернулась на завод, работала технологом, потом конструктором в цехе М-2. В июле 1957 года закончила вечернее отделение Алтайского института сельскохозяйственного машиностроения.

За успешное окончание учебы в институте директор завода Каргаполов Виктор Алексеевич вручил мне Почетную грамоту завода. С 1963 года и до ухода на заслуженный отдых в 1981 году работала инженером-конструктором в бюро сельскохозяйственных тракторов в отделе главного конструктора.

Когда я пришла в ОГК в это время завод уже выпускал сельскохозяйственный трактор ДТ-54А, на котором поднимались целинные и залежные земли. Потом разрабатывался трактор Т-4 с мотором мощностью 110 л.с., Т-4А с мотором 130 л.с. – предназначен для использования в сельском хозяйстве с навесными, прицепными машинами, Т-4АП2 с мотором 130 л.с. – модификация гусеничного сельскохозяйственного трактора Т-4А, предназначен для работы в агрегате с дорожно-строительным оборудованием. Разрабатывался гусеничный трактор Т-250 мощностью 250 л.с.

Но как сегодня я помню первый день завода. Здесь я впервые узнала, что такое большой завод, заброшенный в степь войной и как выковывается золотой рабочий класс. Прошло время и серебристым пеплом осыпались минувшие годы на головы тех, кто в суровое лихолетье подростками пришли на завод.

За безупречную и добросовестную работу на Алтайском тракторном заводе была отмечена:

1.Грамотами, как участник бригады, выполнявшей нормы выработки более 200%, работавшей без брака, и показавшей образцы культурной работы, дисциплинированности и бережного отношения к станку и инструменту, получившей звание «Лучшая фронтовая комсомольско-молодежная бригада» за самоотверженную помощь фронту в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

2.Правительственными наградами:

-медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»

-юбилейной медалью «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

-юбилейными медалями «50 лет, 60 лет и 65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»

-юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

-медалью «Ветеран труда» за долголетний добросовестный труд

-Почетным знаком «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения и большой вклад в ее развитие»

3.За достигнутые показатели в работе, общественной жизни неоднократно отмечалась:

-грамотами Министерства сельскохозяйственного машиностроения

-Почетными грамотами Крайкома КПСС и Крайисполкома

-Почетными грамотами Горкома КПСС и Горисполкома

-грамотами завода и отдела

-была занесена на заводскую Доску Почета

В 1981 году ушла на заслуженный отдых.

Находясь на заслуженном отдыхе с 1983 года принимаю активное участие в общественной жизни. 24 августа 1942 года я собирала первый трактор, а 10 января 1986 года мне было оказано почетное право участвовать в сборке миллионного трактора с маркой АТЗ.

За добросовестное исполнение общественной работы в профкоме ветеранов АТЗ неоднократно была отмечена Почетными грамотами руководства и профкома завода.

Принимала участие в составлении четвертого тома Книги Памяти погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. С 1989 года я начала работать в рабочей группе по установлению имен погибших, пропавших без вести, умерших от ран в Великой Отечественной войне для внесения на Мемориал Славы и составления списков для создания Книги Памяти.

МУК "Библиотечная информационная система" © 2015