[ Главная ] | [ К списку ] | Винокуровы Зоя Васильевна и Юрий Александрович

Винокуровы Зоя Васильевна (21.02.1932 г.р.) и Юрий Александрович (1932 г.р.).

Жили на одной улице, знали друг друга с 4-х лет. В августе 2015 г. – 60-летие совместной жизни.



Зоя Васильевна

Как узнали о начале войны.

О начале войны узнала – кричала мама. Она услышала по радио (дома было радио, был свет, телефон). А я помню речь Молотова, помню его голос и интонацию.

Что изменилось в семье

Отец Викулин Василий Аверьянович работал на станции на руководящей должности и сутками был на работе, чтобы вовремя и оперативно отправлять литерные поезда (которые везли солдат и вооружение). Я носила ему еду на работу. Дома управлялись вдвоем с мамой. Я была мамина помощница по хозяйству, сильная была: 200 ведер накачаю, 200 ведер разнесу в огород. Железнодорожникам давали большие участки – по 24 сотки на дом.


Викулин Василий Аверьянович
отец Зои Васильевны

Викулин Андрей Васильевич
брат Зои Васильевны

В семье было еще три брата: старший Андрей (1922 г.р.), средний Николай (1924 г.р.) и младший Василий (1926 г.). Андрей учился в Новосибирском военном училище. Старший в годы войны пропал без вести, другие двое выжили.

Чем питались

Спасали в войну картошка и корова. Вкуснейшее и по сей день блюдо – картошка с луком, тушенная в молоке. Помогали продуктами родственницам, оставшимся с 3-4 детьми без мужей, которых забрали на фронт (отдавали хлеб, полученный по карточкам, молоко, картошку). Хлеба давали по карточкам 700 г отцу, 300 г маме, 400 г мне, его отдавали этим сестрам отца. Кроме того, все, кто держал коров, должны были сдавать план масла и молока для нужд фронта.

Недалеко от города был свеклосовхоз, и оттуда отправляли вагонами собранную свеклу. Ее везли в открытых вагонах, она падала, и мы, дети, ее собирали. Это и была сладость. Варенья тогда не варили, сахара не было. Хотя ягода – малина, смородина – в огороде росла.

Как учились

Училась в школе № 143 (начальная, 4 класса). Видимо в школе был запас тетрадей, потому что до 1944 года писали в тетрадях в косую линейку, в клетку. Позже уже писали «по написанному», в старых тетрадях, на газетах. Одно крыло школы (стены) были расписаны сюжетами из сказок.

Очень много читали. Были библиотеки в школе, в драмтеатре, трестовская библиотека. Брали там по две книги и обменивались с подругой. В 112-й школе было очень много книг старинных.

В школе был пришкольный участок, на котором выращивали овощи и зелень, выращенное отдавали в госпиталь, располагавшийся в школе № 112. У каждого класса были свои грядки и мы каждый день ходили их поливать. Возили нас на поля собирать урожай – картошку, зерно, колоски.

Участвовали в школьной самодеятельности, выступали и в школе, и в клубе. Я танцевала танец «Яблочко» в морской форме. За хорошее выступление наградили путевкой в лагерь в Ауле (Юрий Александрович).

Бытовые условия

Болеть – не болели. Все лето босиком бегали. Зимой в валенках. В Рубцовке было много пимокатов, делали валенки любых размеров, папа сам подшивал, сам делал дратву. Осенью и весной – в кирзовых сапогах на босу ногу, в шароварчиках.

Сад-город был действительно сад, по весне весь в цвету. Это когда работяги приехали, стали вырубать и давать участки.

Брали к себе в дом жить инженеров с АТЗ и АСМ, они жили в кухне (дом был – как почти все дома – из двух комнат: кухни и комнаты). В комнатах были только стол, кровати железные. Мы выращивали много картошки, мама продавала ее на станции и все время приводила оттуда то женщину с ребенком, то раненного в галошах на босу ногу, вязали носки, кормила.

Как узнали о Победе

О Победе узнала от мамы, она услышала по радио рано утром, мы побежали в 112-ю школу, все кричали, прыгали и радовались. День был очень теплый и солнечный.

Пленные

Пленные жили в землянках сначала, потом домики себе строили. Мальчишки бегали к ним, меняли продукты на вещи (на ремни и т.п.). По-человечески к ним относились.

МУК "Библиотечная информационная система" © 2015