[ Главная ] | [ К списку ] | Железнодорожный узел

Рубцовск: энциклопедия.- Барнаул, 2007.-С.87, 89


Депо вагонное ремонтное


В Рубцовске в 1933 году началось строительство вагонного депо Рубцовск, которое введено в эксплуатацию 1 июня 1936 года. В период Великой Отечественной войны увеличились объем работ по подготовке вагонов под погрузку, количество ремонтируемых вагонов. Ремонтные цеха депо были переведены на круглосуточную работу. Вместо ушедших на фронт мужчин на рабочие места встали женщины (50% штатных работников), подростки. Совместно с предприятиями железнодорожного узла под техническим руководством старшего инженера И. К. Лутченко за короткий срок был построен и оснащен бронепоезд.

Руководство по бронированию поезда осуществлял мастер сборочного цеха Георгий Васильевич Федоскин, который за своевременное выполнение военного заказа был награжден орденом Трудового Красного Знамени и стал первым орденоносцем вагонного депо. В 1942 году в вагонном депо разместился эвакуированный Борисоглебский вагоноремонтный завод. Коллектив вагонного депо вынужден был трудиться в небольших тупиках без крыш. Своими силами строили деревянные производственные помещения. Коллектив вагоноремонтного завода, который влился в коллектив вагонного депо, самоотверженно трудился, поддерживая трудовые традиции железнодорожников. В 1943 вагоноремонтный завод вернулся в Борисоглебск, оставив часть технологической оснастки и кадров в Рубцовском вагонном депо. Здесь продолжали работать до ухода на заслуженный отдых: Н. Р. Шеповалов, А. П. Проня, П. Н. Лысенко, И. В. Барсуков, К. К. Холодова, А. Д. Стукалов, Е. Д. Палатов, С. Х. Голубчиков, В. Ф. Молостов, П. Н. Буренок, И. С. Чужинов, М. К. Бортников, Е. П. Разгуляева, А. Н. Мусорин. В этот период увеличивался поток поврежденных вагонов, требующих большого ремонта, коллектив ежедневно работал по 12 часов. Потребовался пересмотр технологии ремонта и технологической оснащенности, т. к. подъем вагонов осуществлялся реечным и паровозными домкратами, транспортировка колесных пар, букс, тележек производилась вручную. Помещение вагоносборочного цеха вмещало только 4 вагона. В 1948 году по предложению инженера П. П. Волкова, слесаря рационализатора П. И. Перескокова были составлены чертежи для восстановления молота, приобретенного разукомплектованным в 1944 году и не восстановленного из-за отсутствия чертежей и комплектующих деталей. С пуском этого молота стала возможна штамповка всех деталей; штамповщиком в депо работал С. Г. Зайцев.

Депо локомотивное


В связи со строительством в Рубцовске железной дороги в 1913-15 гг., возникла необходимость организации на станции Рубцовка паровозного депо, которое было построено в 1914 году. В депо эксплуатировались паровозы серий «ЭМ», «ЭР» и др. Они водили поезда весом 600 т со скоростью 25 км/час. В начале 1940-х годов рубцовскими железнодорожниками были освоены мощные паровозы серии СО, СОК «Серго Орджоникидзе». В годы Великой Отечественной войны в действующую армию было призвано 153 работника депо. У топок паровозов машинистов-мужчин заменили женщины: машинист паровоза К.В. Григорьева, помощник машиниста Р.С. Тарасова и др. На станции Рубцовка еще в первый год войны зародилась ценная инициатива - изготовлять своими силами запчасти для ремонта, отказавшись от получения их со специальных заводов. По инициативе машиниста Ф. Г. Левичева паровозники стали за каждый рейс экономить значительное количество топлива. Наряду с обеспечением перевозок воинских эшелонов в депо был создан экспериментальный цех для выпуска боевого оружия: армейских минометов, мин, автоматов ППШ. Паровозы ФД «Феликс Дзержинский» обеспечивали теплом и электроэнергией строящиеся заводы Алтайский тракторный, «Алтайсельмаш».

МУК "Библиотечная информационная система" © 2010