[ Главная ] | [ К списку ] | Алтай в годы Великой Отечественной войны (документы)

Алтай в годы Великой Отечественной войны: сб. документов и материалов. - Барнаул, 1965.-С.132, 193, 242, 264


№55

Из Постановления № 44 политотдела Рубцовского
отделения и райпрофсожа Томской железной дороги
«О движении тысячников, пятидесятипроцентников
по экономии топлива на паровозах и
стотысячников-паровозников на Рубцовском узле»



20 апреля 1942 г.


12 апреля 1942 г. на предприятиях Рубцовского отделения родилось движение тысячников и двухтысячников/ Кроме этого, в апреле месяце среди паровозников Рубцовского паровозного депо началось замечательное движение за экономию 50% топлива на паровозе — движение пятидесятипроцентников.

Инициатором пятидесятипроцентников, борющихся за 50% экономии топлива на паровозе, новатором этого замечательного движения явился машинист т. Левичев Федор Георгиевич.

Первыми тысячниками на предприятиях Рубцовского узла, пример которых подхватили многие рабочие-железнодорожники, явились:

1. Кузнец паровозного депо т. Поздеев, который вместе со своим молотобойцем т. Ганженко по изготовлению колпачков связи ТЭТ и шайб к нему за смену сделали 2492% к норме выработки.

2. Строгальщик паровозного депо т. Шаулин, который применил новое приспособление и при помощи его работал на двух станках, изготовляя тендерные буксы и чеки рессорных подвесок, дал 1220% к норме выработки.

3. Кузнец вагонного депо тов. Пьянов вместе со своим молотобойцем т. Пешковым при изготовлении противоугонов дали 1503% к норме выработки.

4. Электросварщик вагонного депо т. Журавлев на наварке гребней колесных пар дал 1200% к норме выработки.

5. Кузнец паровозного депо т. Воропаев вместе со своим молотобойцем т. Дорофеевым, применив специальный штамп для изготовления гаек, добился 1251% к норме выработки.

6. Слесарь-арматурщик паровозного депо т. Фролов по изготовлению деталей для крана Эверластинга добился нормы выработки 1100%.

Первыми стотысячниками на узле явились лучшие машинисты-лунинцы тт. Татаринцев, Волков и Яшин. Движение пятидесятипроцентников, двухсотников, стотысячников растет и ширится. Вчерашние трех- и четырехсотники сегодня становятся тысячниками и двухтысячниками…

Начальник политотдела Рубцовского отделения Томской ж. д.
Смирнов.
Пред. райкома союза Муравьев.

ПААК КПСС, ф, 1, оп. 21, д. 560, л. 69—70.

Машинописный подлинник.



№ 84
Политинформация Рубцовского горкома ВКП (б)
о мероприятиях по режиму экономии
на предприятиях города

17 декабря 1942 г.


Партийная организация гор. Рубцовска по режиму экономии проводила мероприятия в течение всего 1942 года. По крупным предприятиям: АТЗ, транспорту, заводу им. Октябрьской революции, а также и по местной промышленности созывала начальников цехов, работников-контролеров по приему изделий с обсуждением вопросов по режиму экономии в военное время. Проводились комсомольские и партийные открытые собрания, семинары с конструкторами и партийно-хозяйственные активы с вопросом: «Рационализация в режиме экономии».

В цехах, у рабочего места организована наглядная агитация, лозунга, диаграммы, стенные газеты, летучки, боевые листки, отражающие режим экономии топлива, электроэнергии, металла и др. материалов. Организовано социалистическое соревнование между предприятиями, цехами и сменами по вопросу режима экономии.

Лица, допускающие пережог топлива, брак в работе, нарушение трудовой дисциплины, клеймились общественностью, обсуждались на партийных и комсомольских собраниях, подвергались партийным и общественным взысканиям.

Агитаторы проводили беседы и доклады на темы:

«Режим экономии — закон военного времени», «Экономия электроэнергии и топлива — всенародное достояние», «Мобилизация внутренних ресурсов страны — одно из важнейших условий победы над врагом».

Все эти политико-массовые мероприятия [способствовали] режиму экономии как на транспорте, так и в промышленности.

Движение по режиму экономии родилось на транспорте Рубцовского узла. Машинисты Левичев, Татаринцев, Яшин и др. экономили в каждой своей поездке топливо. Опыт экономии топлива и других материалов быстро подхватили все транспортники. В июне 1942 года созывалось общегородское совещание передовиков-стахановцев по обмену опытом в режиме экономии на транспорте.

Все предприятия и учреждения, крупная и местная промышленность стали равняться по транспорту. Паровая мельница, завод им. Октябрьской революции, артели использовали шлак вместо топлива, получив этим самым большой процент экономии угля.

На силовой станции завода им. Октябрьской революции с целью экономии высококачественных углей изменили топочные решетки, что дало возможность производить полное сжигание низкокачественных углей и отходов.

В инструментальном цехе этого же завода муфельная печь переделана на пламенную, в результате чего расход жидкого топлива уменьшился в 3 раза. В цехе № 1 печь, работающая на жидком топливе, переведена на твердое топливо. Организована отливка изделий с сокращенной обработкой, что дало при выпуске годовой программы изделий экономии 600 тыс. рублей, или 25 тонн металла, т. е. 12% продукции сверх годового плана. При внедрении наклепки кромок-разверток в инструментальном цехе добились экономии на 750 разверток в месяц.

По Алтайскому тракторному заводу был по рационализации экономии металла произведен переход изготовления кабин с металлических на деревянные, что сокращает изготовление 36 штампов с экономией 50 кг листовой стали на один трактор. Баки производятся из черного металла взамен оцинкованного. Расход оцинкованного железа ранее составлял 71 кг на один трактор, в настоящее время оцинкованное железо совершенно исключено и заменяется черным, что дает экономию припоя на одну машину 1,2 кг.

В результате проведенных мероприятий по экономии металла на один трактор вместо установленной нормы 2261,5 кг металла расход производится на 2173 кг, т. е. экономия выражается в 4% металла на один трактор.

В порядке рационализации спроектирован и вошел в действие технологический процесс, который предусмотрел изготовление ряда деталей из отходов, получаемых в прессовом и кузнечном цехах. По прессовому цеху отходов листовой стали используется 70 кг на один трактор. По кузнечному цеху экономия свежего металла путем использования отходов достигает 23,2 кг на один трактор.

В результате применения рациональных методов раскроя прессовый цех из отходов изготовляет полностью 136 деталей, а кузнечный цех — 11 деталей.

По транспорту машинисты Рубцовского депо за сентябрь и октябрь месяцы дали экономии 110 тонн топлива. По паровозному депо на подъемочном ремонте паровозов за октябрь месяц сэкономили 1413 киловатт-часов. Всего по транспорту за 11 месяцев 1942 г. сэкономлено 4700 тонн 400 кг угля, 3 тонны 913 кг эмульсионной смази, 16 тонн 208 кг вискоза № 3, 7 тонн 445 кг турбинного масла, 28 тонн 732 кг мазута, т. е., выражая это количество материалов в деньгах, по транспорту Лучший машинист тов. Левичев, член ВКП (б) орденоносец, за 11 месяцев со спарщиком сэкономил 191 тонну 935 кг угля. Старший машинист Волков, член ВКП(б), сэкономил 180 тонн 499 кг топлива, т. Яшин, кандидат ВКП(б), 123 тонны 200 кг, машинист Татаринцев, орденоносец, член ВКП(б), имеет экономии 106 тонн 796 кг топлива.

Однако, несмотря на ряд мероприятий, проведенных по режиму экономии топлива, металла, электроэнергии, строительного и др. материалов, машинист Ожерельев за одиннадцать месяцев пережег 32 тонны угля.

В III квартале 1942 года на заводе имени Октябрьской революции в чугуно-литейном цехе был перерасход крайне дефицитного топлива — кокса — на 29 тонн.

В связи с отсутствием измерительной аппаратуры (счетчиков) на предприятиях и электростанциях учет расходования электроэнергии отсутствует и производится приближенно, исходя из находящейся в эксплуатации мощности.

Слабая организация производства энергетических цехов на АТЗ и заводе имени Октябрьской революции создает тормоз для остальных цехов.

В чугуно-литейном цехе АТЗ из-за плохой организации труда на одном из конвейеров выставляли за 11 часов работы только 30 форм. При правильной организации труда этого же конвейера за это же время выставлялось 65 форм.

Важнейшим показателем в режиме экономии является себестоимость продукции, однако значительное влияние на уровень себестоимости имеет перерасход фонда зарплаты. Помимо этих расходов, предприятия и организации платят штрафы за простой вагонов, за пережог топлива, несут убытки от несвоевременного взыскания задолженности от потребителей. За 9 месяцев на завод Главмука наложено штрафов 2518 рублей, на заводе имени Октябрьской революции — 2568 рублей, АТЗ — 17622 рубля, ОСМЧ-15 — 7803 рубля.

Вопросом повседневного режима экономии и снижения себестоимости руководители предприятий и учреждений, а также парторганизации занимались недостаточно. Мало было привлечено рационализаторов и изобретателей на борьбу за экономию материалов, особенно эта работа слабо организована на АТЗ, на что горком ВКП(б) неоднократно указывал секретарю партбюро т. Качур и главному инженеру завода т. Перовскому.

Горком ВКП(б) 17 ноября 1942 г. проводил семинар агитаторов с вопросом: «Роль агитатора в борьбе за режим экономии».

27 ноября проводился семинар секретарей первичных парторганизаций с вопросом: «Роль партийной организации в деле проведения режима экономии». Доклад на семинаре делал секретарь Рубцовского горкома ВКП(б) по промышленности т. Вишневский.

Секретарь ГК ВКП (б) Баринов


ПААК КПСС, ф. 1, оп. 21, д. 256, лл. 6—7.


Машинописный подлинник.



№ 105
Корреспонденция о строительстве и оборудовании
макаронных фабрик в Барнауле, Бийске и Рубцовске

8 июля 1944 г.


В Барнауле закончено оборудование крупной макаронной фабрики, которая будет выпускать 1200 тонн продукции в год.

В июне начала выдавать продукцию макаронная фабрика, построенная в Рубцовске. Ее дневная производительность — 2 тонны.

В Бийске заканчивается оборудование макаронно-кондитерской фабрики. Она будет давать 600 тонн макарон и 400 тонн кондитерских изделий в год.

Газета «Правда», орган ЦК и МК ВКП(б), 9. VIII. 1944 г., .№ 164, стр. 2.



№117
Отчет Рубцовского горкома ВКП(б) об оказании
помощи сельскому хозяйству края промышленными
предприятиями гор. Рубцовска

19 июля 1945 г.


За 1945 год промышленные предприятия г. Рубцовска по заданию крайкома ВКG (б) изготовили для края запасные части к тракторам и сельхозмашинам на сумму 457,8 тыс. рублей, в том числе:

Завод «Алтайсельмаш» — 137,6 тыс. рублей;

Алтайский завод тракторного электрооборудования— на 309,4 тыс. рублей;

паровозное депо — на 10,8 тыс. рублей.

Кроме этого, Алтайский тракторный завод в 1-м полугодии 1945 г. отгрузил Алтайскому краю по государственному плану сверх нарядов запасные части к тракторам на сумму 336 тыс. рублей и 25 тракторов.

На период подготовки к уборочной кампании Алтайский тракторный завод изготовил по заданию крайкома ВКП (б) 5400 штук поршневых колец «Газ-Нати» к комбайнам.

По заданию крайкома ВКП (б) и крайкома комсомола промышленные предприятия города изготовили для МТС около 8 тыс. штук разного инструмента для тракторов и комбайнов.

В помощь подготовки и проведения весеннего сева в МТС и колхозы было направлено:

В январе месяце 1945 года — 126 квалифицированных рабочих и для проверки качества ремонта тракторов и оказания практической помощи на месте — 8 инженеров-механиков.

В феврале м-це 1945 года — 100 человек коммунистов для проведения политической работы по разъяснению Постановлений ЦК ВКП (б) и СНК СССР и XVII пленума крайкома ВКП (б) «О мерах по подъему сельского хозяйства Алтайского края».

В марте—апреле месяцах 1945 года — 220 человек коммунистов и комсомольцев — политорганизаторами в тракторные бригады и 15 человек из числа городского партийного актива уполномоченными крайкома ВКП (б) по МТС.

В мае месяце 1945 года — 10 специалистов инженеров-механиков и 44 человека ремонтных рабочих (слесарей, кузнецов, газосварщиков) с походными мастерскими на автомашинах и железнодорожном вагоне для проведения текущего ремонта тракторов в период их работы на севе.

В настоящее время на период ремонта комбайнов в МТС направлены 45 человек квалифицированных рабочих, в том числе:

слесарей — 27 человек, токарей — 10 человек, кузнецов — 5 человек, электросварщиков — 3 человека.

В 1945 году основные промышленные и транспортные предприятия города шефствуют над 19 МТС. В первом полугодии 1945 года промышленные предприятия передали подшефным МТС следующее количество материалов:

запасных частей — на 58,3 тыс. рублей;

металлов и метизов — 3,5 тонны;

разного инструмента — 485 комплектов;

заправочного инвентаря — 590 единиц;

угля — 5 тоня; кислорода — 77 баллонов;

карбида — 750 кг;

заварено бочек — 328 бочек.

Восстановлено и пущено в ход 3 автомашины и 2 динамомашины.

Секретарь Рубцовского ГК ВКЦ(б)    Захаров

ПААК КПСС, ф. 1, оп. 30, д. 377, лл. 1—2.

Машинописный подлинник.

МУК "Библиотечная информационная система" © 2010