[ Главная ] | [ К списку ] | Дуленко Л. Возчик-грузчик. Была такая профессия…

Возчик-грузчик. Была такая профессия…


В годы войны, в период становления завода, было много трудностей. Это - острая нехватка людей, материала, инструмента, жилья. И ещё катастрофически не хватало транспорта.

В арсенале транспортного цеха завода были: металлический лист, единственный гусеничный трактор ЧТЗ, несколько стареньких ЗИСов, полуторок, да пара пикапов.

На этих машинах возили только крупногабаритные тяжёлые детали и узлы. Все остальные межцеховые перевозки производились гужевым транспортом. Многие заводчане, наверное, и не знают, что на Алтайском тракторном была такая профессия - возчик-грузчик.

На лошадях, впряжённых в небольшие, но очень крепкие телеги из цеха в цех перевозили различные грузы. Находилась заводская конюшня в районе молокозавода. И на довольствии в ней числилось более ста лошадей, доставленных из Горного Алтая. Попав в непривычную среду, многие из животных заболевали и выходили из строя, ведь им приходилось тянуть грузы по колено в снегу и глубокой грязи.

Идя на смену, заводчане могли наблюдать такую картину: по булыжной мостовой двигалось два смежных потока. Один поток - спешащие на работу возницы на лошадях, идущих бодрой рысцой, другой - отработавшие смену, измождённые кони, еле плетущиеся на конный двор. И при этом стоит сплошной грохот и шум от колёс и копыт, слышится фырканье и ржание лошадей, и красочно-отборная брань возниц.

Представителям упомянутой профессии нужно было обладать большим мастерством, чтобы развернуть повозку в узком проезде цеха, по нескольку раз двигая телегу взад и вперед.

Иногда приходилось даже поднимать лошадь на дыбы. На металлическом полу, залитом машинным маслом, подковы её скользили, лошадь зачастую лягалась, шарахалась в сторону, падала.

На все это уходило очень много времени. А если ещё возница был неопытен или нерасторопен, то ему весьма и весьма доставалось от других возчиков, ждавших освобождения дороги.

Очень много курьёзных случаев происходило из-за строптивости лошадей, у каждой, как известно, свой характер.

Если какой-нибудь незадачливый возница оставлял без присмотра лошадь, то та, гружённая деталями, почувствовав свободу и отсутствие хозяина, галопом неслась в родную конюшню, где её ждали отдых, охапка сена или соломы, немного овса да ведро чистой воды. Обнаружив пропажу, возчик с бранью и проклятьями в адрес своей подопечной бросался её догонять. Наблюдавшие эту картину рабочие смеялись от души, подбадривая шутками и советами растяпу-возчика. А ещё по цехам ходила забавная побасенка о том, что начальник мог определить выполнение плана по ... наличию конского навоза в проезде цеха.

Жизненно необходимая в 40-х годах, профессия возчика ушла в начале 50-х...

И все-таки нужно отдать дань признательности и благодарности этим неутомимым труженикам и их трудягам-лошадкам. Ведь сколько тысяч тонн металла и другого груза они перевезли! Тем самым значительно облегчили и без того тяжелый физический ручной труд, который лёг непомерной ношей на плечи женщин, подростков и всех тех, кто ковал Победу в тылу нашей страны.

Людмила Дуленко,
Заведующая Выставочным
центром завода


Алтайский трактор-информ.-2008.-30 сент.-С.4

МУК "Библиотечная информационная система" © 2010