Пустынников И. А. Рубцовск.- Барнаул, 1968.-С.43-55
Большая судьба маленького города
Ранним июньским утром к сонной перекличке паровозных гудков дружно подключился крикливый хор петухов. Затем из дворов неторопливо начали появляться коровы, суетливо выбежали овцы, лихо вырвались на зеленый уличный простор телята.
Стада ручейками стекались к большому деревянному мосту через Алей и под щегольское хлопанье пастушьего кнута медленными разноцветными потоками вылились в степь, на песчаные бугры. А теплый домашний запах парного молока и сонного утра еще долго висел в золотисто-пыльной дымке.
Кто знает, может быть, многим рубцовским парням, родившимся в нелегком 1921-м, позднее там, на фронте, это утро вспоминалось как кусочек того близкого, незабываемого, что все мы зовем отчим краем и родным домом. Для многих это было последнее в их короткой жизни мирное утро...
22 июня 1941 года сердца рубцовчан, как и всех советских людей, сжались от боли за Родину, от ненависти к врагу. В первые же дни войны один за другим отправлялись из Рубцовска эшелоны с бойцами. А в горвоенкомат, в партийные, советские и комсомольские организации с каждым днем прибывал поток заявлений с просьбой отправить на фронт. Эти волнующие документы, заявления-клятвы были свидетельством замечательных духовных качеств, воспитанных партией у советских людей, свидетельством нерушимого морально-политического единства советского народа, проявленного им перед лицом грозной опасности.
Рубцовский железнодорожник Прокопий Ковалев в своем заявлении писал:
— Прошу принять меня добровольцем в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии для защиты нашей Родины от германских кровавых хищников. Несмотря на то, что я молод, родился в 1923 году, я в совершенстве владею винтовкой и буду без промаха разить распоясавшихся хищников.
Заявления поступали не только от отдельных граждан, но и от целых организаций, партийных и комсомольских групп.
На третий день войны 29 учащихся Рубцовской школы медицинских сестер коллективно подали заявление о зачислении их в ряды Красной Армии. Добровольцы клялись, что не опозорят трудящихся Алтая и до конца будут верны славной традиции Ленинского комсомола — быть там, где труднее всего.
И молодые воины Рубцовска в боях за Родину проявляли беззаветную храбрость. Для сибиряков был один девиз: «Ни шагу назад, только вперед!».
Воины из Рубцовска и близлежащих районов вписали немало ярких страниц в боевую и трудовую летопись Великой Отечественной войны.
Вступив в бой через месяц после начала войны, 21-й стрелковый полк, сформированный на Алтае в основном из рубцовчан, впервые выбил фашистов из занятого ими города Ельни. Небольшой город Ельня, но победа, одержанная бойцами-рубцовчанами, имела огромное значение для обороны Москвы. Командир полка рубцовчанин Матвей Степанович Батраков одним из первых советских военачальников был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Гвардейцы 21-го стрелкового полка обороняли Москву, Сталинград и с боями дошли до Кенигсберга. Вернувшись домой, однополчане ежегодно в День победы собираются вместе, приглашая из Новосибирска своего отважного командира, ныне генерал-майора в отставке М. С. Батракова.
Легендарной славой покрыли себя бойцы-рубцовчане 154-го гаубичного полка, входившего в состав 32-й Краснознаменной Дальневосточной стрелковой дивизии, той самой дивизии, о зачислении в которую просили когда-то рубцовские комсомольцы в приветственной телеграмме командиру В. К. Блюхеру.
В то время, как 21-й гвардейский полк стойко отражал натиск гитлеровцев на подступах к Москве, спешно переброшенная с Дальнего Востока в Подмосковье 32-я Краснознаменная дивизия под командованием В. И. Полосухина заняла рубеж у деревни Артемки. Почти 130 лет спустя после похода Наполеона 32-й дивизии пришлось скрестить оружие с фашистскими захватчиками на Бородинском поле — том самом, что является нашей национальной святыней, бессмертным памятником русской воинской славы. И воины-сибиряки не уронили эту славу, а еще более приумножили ее. В канун 20-й годовщины Победы над гитлеровской Германией недалеко от Бородинского поля установлен величественный памятник воинам 32-й Краснознаменной Дальневосточной дивизии.
На том месте, где в 1812 году героически сражалась батарея Раевского, в 1941 году стойко и мужественно встретили врага артиллеристы 154-го гаубичного артполка под командованием майора, бывшего алтайского крестьянина из с. Родино Василия Кузьмича Чевгус, ныне здравствующего полковника в отставке. Гитлеровцам казалось, что то ничтожно малое расстояние, которое отделяло их от Москвы, им удастся преодолеть в считанные дни, но они жестоко просчитались.
Уже 14 декабря 1941 года газета «Правда» писала о том, что южный прорыв немцев разбился о стойкую оборону части, которой командует полковник Полосухин. Фашистские танки вышли непосредственно на командный пункт Полосухина, но полковник и бывшие с ним командиры не растерялись: оставаясь на своем командном пункте, продолжали руководить боем и организовали отпор врагу. Из 40 вражеских машин 25 остались на месте.
16 ноября 1941 года в сводках Совинформбюро сообщалось о новых подвигах 32-й дивизии и 154-го гаубичного артполка. В этот день в неравном бою за деревню Артемки полк уничтожил 34 фашистских танка из 50 наступавших и до двух полков пехоты.
В феврале 1942 года 32-я Краснознаменная стрелковая дивизия в ожесточенных боях вновь и навсегда освободила г. Ельню, за что получила звание гвардейской Ельненской. Смоленск, Орша, Великие Луки, Рига — вот этапы боевого пути дивизии. Проживающие сейчас в Рубцовске однополчане вспоминают, как, оканчивая невиданную в истории войну, пленили 9 мая 1945 года в районе порта Либава полумиллионную гитлеровскую армию.
Из Рубцовска добровольцами уходили на фронт Владимир Рублевский, Григорий Добродомов, Петр Шередегин, Иван Зима, Петр Пивень. За ратные подвиги они удостоены звания Героев Советского Союза. Именами многих павших героев названы улицы Рубцовска (например, ул. Рублевского, ул. Добродомова). А бывший переулок Центральный переименован сейчас в улицу им. Улежникова. Эта фамилия напоминает рубцовчанам начавшуюся с первого года войны нелегкую и светлую судьбу города.
Скромный оперативный уполномоченный Ефим Федорович Улежников геройски погиб в 1943 году на боевом посту здесь, в Рубцовске, обезвреживая опасных преступников.
В то время, когда огненный вихрь кружился на полях Белоруссии, Прибалтики и Украины, в самый тяжелый для страны момент, когда враг рвался к Москве, по решению партии и правительства в далеком степном Рубцовске развернулось строительство крупных заводов. Сроки сдачи их в эксплуатацию — рекордно короткие. Из Одессы, Харькова и Сталинграда глубокой осенью 1941 года на станцию Рубцовка начало поступать разбитое бомбежкой оборудование. Из этого металлического хаоса, недостроенных зданий намечавшегося сахарного завода и нескольких видневшихся в степи приземистых зерноскладов надо было создать два крупных завода — «Алтайсельмаш» и тракторный. Слово «можно ли» не существовало. Было только одно слово — «нужно».
Перед партийными и советскими организациями Рубцовска была поставлена чрезвычайно трудная задача. Предстояло в немыслимо сжатый срок наряду со строительством собрать развеянное войной в разные концы Союза эвакуированное оборудование, установить его, подготовить кадры из деревенской молодежи, никогда ранее не видевшей завода.
В наскоро приспособленных помещениях открылось фабрично-заводское училище и краткосрочные технические курсы. Основной контингент учащихся — 14—15-летние юноши и девушки, приехавшие из алтайских деревень. Изучаемые станки для большинства из них казались недоступными.
15 декабря 1941 года на станцию Рубцовка прибыл необычный эшелон. На его платформах лежали рельсы узкоколейки, глиномешалки, прессы для кирпича, вагонетки, лесопильные рамы. Лучшие кадровые строители из подмосковных городов Кунцево, Выксы и Владимира приехали, чтобы в голой алтайской степи воздвигнуть необходимые стране заводы. Возглавили эту особую строительно-монтажную часть (ОСМЧ-15) — ныне трест 46-й — опытный инженер А. Ф. Дубровин и партийный работник Б. В. Васильев.
В январе 1942 года директором будущего тракторного завода был назначен П. П. Парфенов. Начал быстро создаваться костяк будущего многотысячного коллектива. Прибыла первая горсточка квалифицированных рабочих, мастеров, инженеров — ядро Харьковского тракторного завода.
Суровой была на Алтае зима 1942 года. И в эту лютую морозную и метельную стужу день и ночь работали на заснеженных пустырях люди. Все делалось вручную. Война взвалила на плечи подростков неимоверно тяжелый труд.
Домохозяйки Рубцовска и работницы железнодорожного узла обратились ко всем женщинам Алтая с призывом овладеть мужскими профессиями. Они писали: «Мы призываем всех женщин-домохозяек Алтайского края последовать нашему примеру и включиться в общенародную борьбу против фашистских бандитов. Становитесь к станкам, осваивайте профессии своих мужей, братьев и отцов».
Краевой комитет партии объявил строительство Алтайского тракторного завода делом всей краевой партийной организации. В ответ на это из городов и сел края откликнулись тысячи людей, особенно молодежь.
В Рубцовске, число жителей которого возросло вдвое, создалось очень трудное положение с жильем. Выход был найден в строительстве коммунально-бытовых помещений упрощенного типа — саманных бараков-общежитий. Рубцовчане оказывали эвакуированному населению всевозможную помощь продовольствием, одеждой, обувью, делились жилплощадью. Особым вниманием окружали прибывших по эвакуации и оставшихся без родителей детей.
Сооружение в голой степи гигантских заводов являло собой широко развернувшийся трудовой фронт. Сейчас трудно даже представить величие трудового подвига, совершенного трудящимися Рубцовска в те грозные дни. Страницы истории АТЗ и «Алтайсельмаша» полны ярких примеров героизма людей, для которых труд был делом чести и доблести.
Одновременно со строительством зданий круглосуточно работали бригады монтажников. Первым на заводе в одном из амбаров был пущен ремонтно-механический цех. Не имея почти никакого универсального оборудования, подъемных средств, инструментов, коллектив цеха многое сделал по выполнению заказов для своевременного пуска других цехов.
Под открытым небом, в недостроенном здании, начал свою работу кузнечный цех. В десятках городов представители АТЗ тщательно разыскивали застрявшее в пути оборудование, узлы и даже отдельные детали сложных агрегатов.
Очень трудным был монтаж одного из самых технологически тяжелых цехов – чугунолитейного. В ту пору вместе с другими ветеранами приехал в Рубцовск Федор Константинович Зайко. Опытный мастер, вышедший из пролетарской семьи, где все пять братьев были литейщиками, активный участник рабочего движения еще до революции, он был одним из первых строителей ХТЗ в первую пятилетку. А затем и отливал детали его первенца – колесного трактора «Интернационал».
Теперь коммунисту Зайко надо было снова строить тракторный завод и так же, как тогда, с молодежью. Он собрал городских и деревенских парнишек и девчонок-подростков, не успевших окончить школы. Скоро им предстояло сталь литейщиками, формовщиками, стерженщицами.
- Наипервей всего,- сказал им старый мастер,- будем с вами помогать заводу строить вагранку. Слыхали про такую?- Федор Константинович обстоятельно рассказал, как варится чугун.
Неторопливо выводя палкой по снегу замысловатые фигуры, втолковывал своим иззябшим ученикам, какую сложную систему громоздкого оборудования предстоит им установить, чтобы начал существовать один из самых тяжелых и нужных заводу цехов – чугунолитейный. И подростки упрямо и молчаливо таскали на себе глину, песок и кирпич, копали промерзшую землю – сооружали невиданную ими доселе печь-вагранку. Потом они шли «домой» - в просквоженные бараки, наскоро съедали скудный паек и, не раздеваясь, валились от усталости на нары. Не имея механизации, люди всю работу, даже самую трудоемкую, производили вручную. Не хватало рабочих рук, и тогда на помощь чугунолитейщикам нередко приходи служащие главной конторы, заводоуправления, которые, устроив «живой конвейер», из рук в руки передавали нагруженные песком ведра на формовку.
В моторном, автоматном, механосборочном и других цехах, коченея от мороза, люди работали сутками, по 36—40 часов не отходя от станков, стоявших под открытым небом. Рядом дымились печи-времянки, которыми можно было обогреть негнущиеся пальцы, а главное — накалить металлическую болванку и бросить ее в эмульсию, чтоб не застывала.
Все, что ранее казалось невозможным, все, что не укладывалось ни в какие нормы мирного времени, коллектив разрешал упорным трудом. На всех важных и ответственных участках стояли коммунисты. Все, кто видел, в каких трудных условиях рождался завод, как создавались и росли его кадры, убеждались, какой неисчерпаемый источник энергии и бодрости, сноровки и упорства представляют наши простые советские люди.
В преодолении трудностей формировались характеры молодых рабочих, крепла их решимость добиться победы, овладеть техникой, подчинить ее себе и заставить служить делу скорейшего разгрома врага. Выдержав испытания, многие из молодых рабочих становились подлинными хозяевами завода.
Многие примечательные моменты в жизни завода незабываемы и поныне. Один из них — день 1 июля 1942 года, когда был дан первый электрический ток. В марте 1942 года в Новосибирске было начато проектирование заводской теплоэлектроцентрали, а 9 апреля уже начались строительные работы на площадке будущей ТЭЦ.
...7 июля 1942 года огненной струей расплавленный металл пошел из первой вагранки чугунолитейного цеха. Из металла первой плавки отлили чугунную плиту, на которой написали: «Своевременным пуском завода приблизим разгром немецко-фашистских захватчиков». Эта доска сейчас находится в государственном музее Революции СССР.
Задували вагранку вечером. Неожиданно над цехом поднялся черный столб дыма, заполыхали языки пламени, фейерверком рассыпались искры... Торжеством сияли исхудалые лица рабочих. А в это время по улицам промчалась пожарная бочка, запряженная парой лошадей. Всполошившиеся пожарники послали свою «команду» тушить на заводе пожар.
11 августа 1942 года первую плавку получили в сталелитейном цехе. Исключительно сложным и ответственным для дальнейшего развития завода было создание крепкой энергетической базы. Имевшаяся в Рубцовске небольшая электростанция не могла оказать заводу необходимой помощи. Для обеспечения нужд строительства и монтажа оборудования решено было создать «переходную энергетику». Это тоже оказалось весьма нелегкой задачей. На завод из Томска пришел энергопоезд, который не имел котла, была лишь турбина. Для получения пара и подачи его в турбину временно были приспособлены паровозы.
В течение двух месяцев тракторостроители вручную соорудили насосную станцию, брызгальный бассейн для охлаждающей системы, проложили более двух километров водопроводных, пять километров высоковольтных линий и около двух километров железнодорожных путей.
Временная энергетическая база целиком себя оправдала, так как дала возможность развернуть монтажные работы в цехах, на строительных площадках и этим ускорить пуск завода.
Одновременно с исключительной четкостью и напряжением велись работы по монтажу ТЭЦ. В рекордный срок был сдан фундамент под турбину в 6 тысяч киловатт, ремонтировались имеющиеся на месте части оборудования, тут же почти кустарным способом изготавливались недостающие детали.
Создание энергобазы и строительство завода велось под неослабным контролем краевого и городского комитетов партии. Они всегда вовремя и с неизменной находчивостью проявляли заботу о строящемся заводе — направляли кадры, организовывали массовые воскресники по заготовке леса, обеспечивали одеждой, питанием, чутко прислушивались к нуждам и запросам коллектива тракторостроителей. При поддержке партийных организаций коллектив АТЗ успешно выполнил поставленную перед ним задачу — возродил на новом месте в глубоком тылу производство тракторов.
24 августа, когда гитлеровцы пошли на штурм Сталинграда, когда бойцы 21-го стрелкового полка отчаянно дрались за вокзал, за общежития, за корпуса СТЗ, в Рубцовске был собран первый трактор. Трактор рождался не только в цехах АТЗ, но и далеко за его пределами — там, где изготавливались прокат, сталь, резиновые, металлические и другие изделия. И все же первый трактор-алтаец вышел в срок — в канун 25-й годовщины Октябрьской революции.
Трактор АСХТЗ-НАТИ с деревянной кабиной встал на смену сталинградскому и харьковскому. В самые тяжелые месяцы военного времени 1942 года, когда в искалеченных обстрелами цехах Сталинградского тракторного строчили пулеметы, а Харьков был занят немцами, первый рубцовский трактор укреплял уверенность советских людей в победе труда над разрушением.
Период с 1942 по 1944 год стал одной из славных страниц в истории АТЗ. Никакие трудности не смогли сдержать трудового подъема коллектива. Выпуск тракторов нарастал из месяца в месяц и превзошел цифры, определенные правительством.
Центральный Комитет партии и правительство по достоинству оценили героический труд людей. Кузнец Степан Федорович Зотов, инженер-строитель Алексей Федорович Дубровин были удостоены высшей награды — ордена Ленина, токарь Иван Евменович Лавриненко, слесарь Василий Яковлевич Попов награждены орденами Трудового Красного Знамени. Многим тракторостроителям была вручена медаль «За трудовое отличие». За успешную работу в период Великой Отечественной войны коллективу АТЗ многократно присуждалось первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании, вручались переходящие Красные знамена Министерства, ВЦСПС, ЦК партии. Тракторостроителям на вечное хранение оставлено знамя Государственного Комитета Обороны.
Достойный вклад в разгром гитлеровской Германии внес и коллектив завода «Алтайсельмаш». Его строительство началось на 5 месяцев раньше АТЗ на базе законсервированного сахарного завода и эвакуированного оборудования Одесского завода имени Октябрьской революции. Уже 6 ноября 1941 года завод выдал первую продукцию. История создания и развития этого завода во многом сходна со строительством АТЗ. Та же голая степь, те же маленькие подслеповатые глинобитные домики — только на южной окраине города.
Если тракторостроители на первой стадии создания завода имели у себя «переходную энергетику» мощностью более 2500 киловатт, то у сельмашевцев хотя и насчитывались 23 энергетические установки, но каждая из них имела мощность всего 1,5—15 киловатт. К тому же работали эти установки под открытым небом и в суровых условиях сибирской зимы часто выходили из строя. Но трудности не испугали коллектив. Каждый рабочий, инженер и служащий чувствовал себя солдатом передовой линии. Какие бы ни встречались трудности, они знали, что там, на фронте, труднее.
За успехи в изготовлении продукции в августе 1944 года 700 работников завода были награждены орденами и медалями СССР. Среди удостоенных высокой правительственной награды — вагранщица Мария Китаева, формовщик Анатолий Грицько, фрезеровщица Зинаида Орешкикова, директор завода В. И. Рыбин, главный инженер Л. Я. Каганэ, секретарь парткома И. П. Перелесов.
В августе 1944 года бригада экспериментального участка Игната Супруна изготовила первый на Алтае тракторный пятикорпусный плуг 5К-35. В 1945 году завод начал серийное производство этих плугов.
2 августа 1942 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли решение о строительстве в Рубцовске союзного завода тракторного электрооборудования. За год до окончания войны он начал выпускать продукцию. В 1944 году в основном закончился период становления перебазированных на Алтай предприятий. Появилась возможность больше уделять внимания технико-экономическому уровню промышленности. Трудящиеся города Рубцовска явились инициаторами соревнования городов Алтайского края за досрочное выполнение государственных планов всеми промышленными предприятиями, за улучшение качества продукции и благоустройство городов.
В обращении, которое подписали более 20 тысяч рабочих, инженерно-технических работников и служащих, указывались конкретные обязательства по улучшению производственных показателей городской промышленности, строительства, железнодорожного транспорта, оказанию помощи сельскому хозяйству, благоустройству города и увеличению выпуска товаров широкого потребления для нужд населения.
Пленум Рубцовского горкома ВКП(б) одобрил и поддержал эту инициативу.
Почин трудящихся Рубцовска, направленный на приближение окончательной победы над врагом, встретил горячий отклик у всех трудящихся края.
Огромный вклад в общенародное дело разгрома врага внесли железнодорожники. На станции Рубцовка еще в первый год войны зародилась ценная инициатива — изготавливать запчасти для ремонта своими силами, отказавшись от получения их со специальных заводов. Машинист Стрижкин предложил прибор для определения скорости движения паровоза, слесарь заготовительного цеха, бывший первый председатель горисполкома А. Г. Турков, проявляя инженерный подход к решению технических вопросов, разработал конструкцию дополнительного привода для раздельного открытия жалюзи конденсатора. Кузнец Дорофеев изобрел штамп для изготовления болтов и поковок противоугонов, применение которых в 10 раз увеличивало выработку.
Производство всех этих приборов было освоено в депо. Изготавливая детали и узлы своими силами, рубцовские железнодорожники полностью обеспечили свою потребность в запасных частях. В депо производилось свыше 800 деталей, которые раньше поступали с завода.
Среди машинистов Рубцовского депо началось замечательное движение за рациональное расходование топлива. По инициативе машиниста депо коммуниста Левичева паровозники стали за каждый рейс экономить большое количество топлива. Такой эффект достигался благодаря использованию в качестве топлива смеси угля, изгари и шлакоотсева, предложенного новатором-машинистом.
Почин Левичева был одобрен бюро крайкома КПСС. В депо была организована школа по обучению машинистов умению экономить уголь. Только за шесть месяцев 1942 года в Рубцовске паровозные бригады сэкономили 2600 тонн угля, в Барнауле — 2000, Славгороде —- 1000 тонн.
Перестройка работы транспорта в условиях военного времени вызвала к жизни такое замечательное движение, как создание специальных колонн имени Государственного Комитета Обороны.
Народной инициативой с первых дней войны рождены на железнодорожном транспорте общественные бригады женщин по погрузке и выгрузке вагонов, по очистке путей от снежных заносов. На ст. Рубцовка заслуженной известностью пользовалась общественная бригада из семи патриоток под руководством домохозяйки П. Е. Стебляникиной. У нее было пятеро детей. Однако она ежедневно по несколько часов работала на транспорте, помогая быстрее продвигать грузы.
Великая Отечественная война явилась суровой проверкой моральных и физических качеств советских людей. Они знали, за что боролись, что защищали, и они выстояли.
|