[ Главная ] | [ К списку ] | Рубцовск: энциклопедия

Рубцовск: энциклопедия.-Барнаул: Азбука, 2007. -С.272-276


Рубцовск во время Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы


Рубцовск в годы войны стал местом строительства крупных заводов. В октябре 1941 г. сюда прибыл эшелон с оборудованием и работниками Одесского завода им. Октябрьской революции. Строительная площадка под будущий завод сельскохозяйственных машин была отведена на южной окраине города, где находились корпуса недостроенного сахарного завода. На северо-западе Рубцовска было решено разместить тракторный завод, эвакуированный из Харькова. Здесь возвышались 2 элеваторные вышки и 8 зерноскладов, была подведена железнодорожная ветка. В августе 1942 г. было принято решение о строительстве в Рубцовске Алтайского завода тракторного электрооборудования на базе Московского АТЭ-1 и Ленинградского карбюраторного заводов. Т. о., в городе почти одновременно велось строительство трёх крупных заводов.

Маленький степной городок, где большую часть жилищного фонда составлял частный сектор, со скудной материально-технической базой принял большое количество людей, техники и должен был обеспечить организацию производства промышленной продукции для нужд фронта и тыла. В январе 1942 г. в Рубцовск прибыли строители Особой строительно-монтажной части № 15 (ОСМЧ № 15) из Подмосковья с механизмами и оборудованием и организации Гипросредмаш.

Для работы на возведении заводов были мобилизованы подростки и женщины из близлежащих деревень, принято решение об увеличении рабочего дня до 10-12 часов, узаконены обязательные сверхурочные работы, отменены отпуска. Перед руководством города возникли проблемы, связанные с отсутствием воды, электроэнергии, подъемно-транспортных средств, квалифицированных кадров, жилья и т.д. Для их решения было организовано Окрбюро под руководством В. Д. Мальчутенко, бывшего секретаря Орджоникидзевского райкома партии г. Харькова. 26 марта 1942 г. состоялась 1-я городская партийная конференция Рубцовска, которая избрала ГК ВКП(б). Первостепенной задачей партийной организации города был ввод в строй эвакуированных предприятий.

Строительство завода «Алтайсельмаш» велось специализированной военной строительной частью, АТЗ возводила ОСМЧ-15. С помощью треста «Алтайстрой» строительство снабжалось кирпичом, столярными изделиями, лесом. Новосибирский завод металлоконструкций изготавливал металлические формы, Томская железная дорога быстро доставляла строительные материалы и металлоконструкции. Героическими усилиями строительных и специализированных организаций (Южэлектромонтаж, Союзтеплострой, Сантехмонтаж), жителей города, в рекордно короткие сроки были построены сложные водозаборные сооружения, водопровод, цеха, ТЭЦ.

6 ноября 1941 г. первая временная электростанция АСМ дала ток, и завод начал выпуск боеприпасов и саперных лопаток для фронта. 24 августа 1942 г. с конвейера АТЗ сошел 1-й трактор АСХТЗ-НАТИ. 5 июля 1944 г. выпущены первые изделия с маркой АЗТЭ.

Для подготовки кадров из числа женщин и молодежи непризывного возраста руководством города и промышленных предприятий в 1942 г. были организованы школа фабрично-заводского обучения, тракторный техникум (машиностроительный техникум), курсы повышения квалификации, стахановские школы, внедрялось индивидуально-бригадное обучение. Трудясь под девизом: «Все для фронта, все для Победы!», рабочие по своей инициативе увеличивали продолжительность рабочего дня, брали повышенные обязательства, создавали новые формы соревнования. Появились движения «двухсотников», «трехсотников» под лозунгом: «Работать не только за себя, но и за товарища на фронте»; за совмещение профессий под лозунгом: «Каждому рабочему — 2-3 специальности», создавались комсомольско-молодежные бригады. Так, на АТЗ количество этих бригад выросло с 27 в 1943 г. до 190 в 1944 г. 64 из них получили звание «фронтовых». Члены многих бригад через внедрение рационализаторских предложений переходили на многостаночное обслуживание, меньшим составом выполняя и перевыполняя производственные задания.

Особое внимание в Рубцовске уделялось мероприятиям по режиму экономии материалов, инструментов, электроэнергии. Этот почин родился в паровозном депо Рубцовского железнодорожного узла. В 1941 г. там было организовано изготовление большинства запасных частей из местных материалов, началась борьба за экономию паровозного топлива, появились рабочие, выполнявшие нормы на 1000 и более процентов («тысячники», «двухтысячники»). Этот опыт был распространен и на городские предприятия. Паровая мельница, завод им. Октябрьской революции (АСМ), артели использовали шлак вместо топлива в целях экономии угля. На АТЗ началось изготовление кабин тракторов из дерева, деталей из отходов прессовочного и кузнечного цехов. Активное участие в производстве принимали женщины — домохозяйки. На ст. Рубцовка была создана общественная бригада женщин по погрузочно-разгрузочным работам, очистке ж.-д. путей от снежных заносов.

Работников рубцовских предприятий и членов их семей, отдававших все силы для приближения победы, необходимо было обеспечить жильем, топливом, промышленными товарами и предметами первой необходимости, организовать снабжение питанием. Из 4280 домов городского жилого фонда 1/4 часть была непригодна для проживания. Материальная база городского коммунального хозяйства оставалась крайне скудной. В качестве временной меры для расселения приезжих были переданы под жилье хозяйственые помещения, в т. ч. склада Заготзерно в здании Михайло-Архангельской церкви. Эвакуированных заселяли в дома рубцовчан, нередко в одном доме проживало по 2-3 семьи из 5-6 чел. На 1 рубцовчанина приходилось менее 2 кв. м жилой площади. Число жителей выросло с 40 тыс. чел. в 1942 г. до 81 тыс. чел. в 1943 г. Местом временного размещения эвакуированного населения стало с. Веселоярск, для перевозки рабочих в Рубцовск был пущен пригородный поезд «Рубцовка-Локоть».

Для решения жилищной проблемы работниками ОСМЧ-15 была разработана технология производства саманных блоков из местных глин, соломы, камыша и опилок. Был создан сезонный завод по их производству, разработаны проекты 2 типов домов - квартирного и общежития. В 1942-43 гг. поточным методом было построено 42 саманных дома. Рядом со строителями работали заводчане, члены их семей, мобилизованные работники из числа местного населения. Решением ГК ВКП(б) и горисполкома каждый служащий Рубцовска был обязан отработать на строительстве жилья по 3 часа в день на протяжении 3 мес.

В 1944-45 гг. налажено производство сборных жилых домов, домов с использованием гипса, шлакобетона, из бруса. Отводились участки для индивидуальных застройщиков. К этому времени поселок тракторостроителей состоял из 106 домов общей площадью 31,3 тыс. кв. м. От главной конторы завода, расположенной в здании сельскохозяйственного техникума, на север шла ул. им. Сталина (ныне Комсомольская), параллельно ей вдоль линии железной дороги застраивалась ул. Тракторная. Большая часть жителей из землянок была переведена в новые дома и бараки. Но в этих домах не было элементарных удобств: кухонь (пищу готовили в комнатах), водопровода и канализации, погребов для хранения продуктов, сараев для содержания скота или птицы.

С наплывом большого количества населения в городе сложилась трудная обстановка с обеспечением людей продуктами питания. Цены на рынке были высокими: в 1942 г. один кг картофеля стоил 460 руб., мяса — 5 тыс. руб., 10 яиц — 2,5 тыс. руб. Для эвакуированных единственным источником обеспечения были продовольственные карточки. Поиск местных пищевых ресурсов привел к необходимости развития индивидуального и коллективного огородничества. В 1943 г. под индивидуальными огородами было занято около 2 тыс. га земли, без учета приусадебных участков в черте города. В цехах АТЗ, АСМ, промысловых артелях было налажено производство садово-огородного инвентаря. Важную роль в решении вопроса общественного питания сыграло создание подсобных хозяйств по производству продукции земледелия и животноводства на АТЗ (в совхозе «Лебяжье»), АСМ, ОСМЧ-15. Осенью 1945 г. на общественное питание рабочих АТЗ было передано 2 тыс. ц картофеля, 5 тыс. ц овощей, получено 5,6 тыс. ц молока. Подсобные хозяйства предприятий стали еще и базами отдыха. В с. Лебяжье действовал заводской детский санаторий, пионерский лагерь, однодневный дом отдыха для стахановцев АТЗ.

Промышленные предприятия Рубцовска в годы войны оказывали большую помощь сельскому хозяйству: посылали специалистов по ремонту тракторов и сельхоз-машин, обеспечивали рабочей силой в период уборки урожая. В 1945 г. заводы и транспортные предприятия Рубцовска шефствовали над 19 МТС края. Для них было изготовлено запасных частей на 793,8 тыс. руб.

Помимо производства основной продукции, рубцовчане оказывали помощь фронту путем сбора подарков и теплых вещей для бойцов Красной армии. Так, в 1941 г. работники железнодорожного узла отказались от получения положенной им теплой одежды и передали для фронта: брюк теплых — 221 шт., фуфаек — 272, пимов — 375, полушубков и тулупов — 84.

Заботой и вниманием были окружены в городе раненые бойцы. В Рубцовске разместилось 3 эвакуационных госпиталя: № 1232, 1319, 2499. Для них были отданы лучшие здания города — клуба мельзавода, школ им. Кирова и Пушкина, педагогического училища и др. Среди медицинского персонала и жителей развернулось движение доноров.

Особое внимание уделялось инвалидам Великой Отечественной войны. В 1944 г. в городе проживало 538 инвалидов, более половины которых поступало на работу и учебу. Им выдавались денежные пособия, оказывалась помощь продуктами и промтоварами, для них была организована столовая. Не оставались без внимания и семьи фронтовиков. Школьники Рубцовска помогали им в заготовке, подвозе дров, кормов, уходе за домашним скотом; в весенний период — в посадке огородов, осенью — в уборке урожая. В 1944 г. тимуровские команды школ им. Кирова и Пушкина оказали помощь 40 многодетным семьям фронтовиков. Проводились месячники по сбору средств и продуктов питания для этих семей. В 1944 г. только за первые дни было собрано 60 тыс. руб., 51 т картофеля, 440 кг крупы, 2 т муки, 180 кг масла, 300 кг мяса. На предприятиях местной промышленности и в промартелях города изготовлено и выдано детям фронтовиков 70 пар детских валенок, 60 костюмчиков, 180 пар варежек и носков и др. Весь городской автогужевой транспорт отработал по 1 дню на вывозке топлива, овощей, кормов для семей военнослужащих.

В течение всей войны рубцовчане проводили сбор средств в фонд обороны страны. В 1944 г. в город пришла телеграмма Сталина, в которой он благодарил коллектив АТЗ за сбор 375 тыс. руб. на строительство орудий для батареи дивизионов «Рубцовск трудящийся» и средств на строительство тракторов для подшефной 56-й гвардейской стрелковой дивизии. Железнодорожники Рубцовска и Барнаула построили на свои средства бронепоезд «Железнодорожник Алтая».

Несмотря на все трудности воен. времени, рубцовчане находили силы и время для участия в общественно-политической и культурно-массовой, спортивной работе. В цехах, отделах и учреждениях работали агитаторы, которые информировали коллективы о положении дел на фронте, доносили до каждого решения партии и правительства, местных органов. Выпускались стенные газеты, специальные «боевые листки». С 1942 г. начала регулярно выходить многотиражная газета АТЗ «Боевой темп».

Большой популярностью среди рубцовчан в годы войны пользовался спорт. Самыми любимыми видами спорта были хоккей, футбол, городки, легкая атлетика, лыжи. Все спортивные соревнования проходили на стадионе «Локомотив», позже на стадионе АТЗ, который размещался западнее ныне существующего и был построен молодежью завода. Футбольные ворота обозначались 2 столбами с перекладиной без сетки, 2 металлические трубы с натянутой веревкой символизировали волейбольную площадку. Дирекция, совет ДСО, судейская, тренерская комнаты и раздевалка размещались в избе из дерна площадью 30 кв. м.

Большое развитие в годы Великой Отечественной войны получила и художественная самодеятельность. В 1942 г. был создан драмкружок АТЗ. После 1,5-2 смен рабочие шли на репетиции, проходившие в одном из бараков. Самодеятельные артисты выступали на строительных площадках, в цехах. В одноактных пьесах и скетчах они клеймили фашистских захватчиков и вселяли веру в победу. В клубе строителей, который размещался в бараке на ул. Арычной, проходили вечера танцев под гармонь. Активную работу проводили клубы железнодорожников и «12 лет Октября».

В 1944-45 гг. трудовой энтузиазм рубцовчан вызвал к жизни новые достижения. На АСМ был налажен выпуск конного 1-корпусного плуга КП-20 (с 1943 г.), прошли испытания первого 5-корпусного плуга 5К-35. Выпущен тысячный трактор АСХТЗ-НАТИ и опытный образец ДТ-54 на АТЗ. Коллектив АЗТЭ приступил к производству карбюратора К-20А. Вошла в строй макаронная фабрика мощностью 2 т продукции в день. При хлебозаводе ОРСа ОСМЧ-15 открылся цех, который ежемесячно выпускал 35 тыс. л кваса. В магазинах ОРСа АТЗ появились товары ширпотреба: кочерги, сковороды, табуретки, тазы, ведра, чайники, сделанные из отходов производства АТЗ. Начала свою работу швейно-обувная мастерская (впоследствии швейная фабрика).

В 1944 г. в основном закончился период становления перебазированных сюда предприятий. Рубцовск из города районного подчинения с неразвитой местной, кооперативной, пищевой промышленностью превратился в город краевого подчинения с крупной промышленностью союзного и республиканского значения. Но, несмотря на это, он оставался населенным пунктом сельского типа, в котором 35% строений составляли саманные, глинобитные и земляные постройки. В отчете исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся за 1947 г. отмечалось неудовлетворительное состояние инфраструктуры Рубцовска. Жилой фонд города составлял 175 тыс. кв. м, что давало в среднем 2-3 кв. м на чел. Рубцовск не был благоустроен, отсутствовали канализация и водопровод. Небольшая часть населения пользовалась водой из городской сети, присоединенной к железнодорожной водокачке, которая подавала воду без всякой химической очистки. Замощенных улиц было не более 12 км при общей их протяженности 245 км. Из-за отсутствия тротуаров в весеннее и осеннее время город утопал в грязи, не было мостиков через арыки и переезды. Существующий деревянный мост через р. Алей пришел в ветхое состояние и требовал капитального ремонта. Городская электросеть находилась в неудовлетворительном состоянии. Свыше 50% населения жили без электричества. Не было генерального плана застройки, вследствие чего тормозилось строительство жилых поселков АТЗ и АСМ, создавались препятствия для перестройки и благоустройства Рубцовска.

В городе имелось 13 школ на 3,5 тыс. мест, общее число учащихся составляло 12 тыс. чел. Из-за недостатка школьных зданий ученики вынуждены были заниматься в 3-4 смены. Типовых школ было только 2, остальные размещались в неприспособленных ветхих зданиях. Крайне недостаточной была сеть медицинских учреждений. Действовала 1 больница сельского типа на 180 коек, которая обслуживала население города и ряда прилегающих районов. Имелись 2 необорудованные поликлиники на АТЗ и АСМ.

Единственный городской кинотеатр на 600 мест был переоборудован под театр драматический, вследствие чего Рубцовск остался без кинотеатра. Не было пионерского клуба, что мешало проведению внешкольной работы среди учащихся. Городская библиотека размещалась в 2 небольших комнатах вместе с детской библиотекой. Торговая сеть была развита слабо. В городе не было хлебозавода, выпечка хлеба производилась в примитивных хлебопекарнях, которые не могли обеспечить жителей города хлебом в полном объеме и часто выходили из строя из-за ветхости. Городской топливный отдел не имел транспорта для вывоза дров, заготавливаемых на расстоянии 60-80 км от города, из-за чего коммунальные, социально-культурные учреждения почти не отапливались. Для преодоления имеющихся трудностей на 2-й сессии Рубцовского гор. Совета 28.3.1948 г. были приняты решения, направленные на быстрейшее развитие ЖКХ, благоустройство города и улучшение культурно-бытового обслуживания трудящихся. Жители Рубцовска стали инициаторами соцсоревнования городов Алтайского края за досрочное выполнение государственых планов, улучшение качества продукции и уровня жизни.

М. А. Кагикина

Лит.:
Голос патриотов // Большевистский призыв.- 1941.- 27 июня
По нашему городу // Большевистский призыв.- 1944.- 13 июля
Памятка депутату Рубцовского городского Совета.- Рубцовск, июнь 1948
Алтай в годы Великой Отечественной войны: сб. док. и мат.- Барнаул, 1965
Севастьянов К. Город в степи // Коммунистический призыв.- 1977.-31 марта, 21 мая, 7 июня, 18 июня, 7 июля
Красиков П. Рожденный Октябрем // Коммунистический призыв.- 1977.- 9 сент.
Книга Памяти. Т. 4.- Барнаул, 1994
Кузнецов В. Земля рубцовская: события, факты, люди: краеведч. очерки.- Рубцовск, 1999.- С.145-149
Рубцовский тыл в годы Великой Отечественной войны: дайджест.- Рубцовск, 2000
Люди доблести и отваги. 1945-2005. Железнодорожники узла ст. Рубцовск — участники Великой Отечественной войны. Рубцовск, 2005
Рубцовчане на фронтах войны. 1941-1945: сб. статей. Рубцовск, 2005
Попов М. А. Рубцовск (1892-2000 гг.) (исторические очерки).- Рубцовск: Рубц. тип., 2004.- 288 с.
Кагикина М. А. Седой солдат расскажет внукам. Рубцовск, 2005
МУК "Библиотечная информационная система" © 2010