[ Главная ] | [ К списку ] | Листая страницы истории школы им. А.С. Пушкина

Становление и развитие системы образования в г. Рубцовске: сборник статей.-Рубцовск, 2006.-С.83-89

Листая страницы истории школы имени А.С.Пушкина


Свою биографию наша школа начала в 1937 году. В этот год страна отмечала 100-летие со дня смерти А.С.Пушкина. В далеком от центра, никому неведомом городке Рубцовске, строили среднюю школу, одно из первых каменных зданий в городе и дали ей имя А.С.Пушкина.

Открытие школы было большим событием для небольшого Рубцовска, ведь по тем временам это было одно из самых красивых зданий города, учиться и работать в ней было в некотором роде престижно. Это сегодня ее привычное здание на фоне окружающих пятиэтажек кажется нам низким и совсем старомодным. А ведь было время...

Вот и давайте заглянем в то далекое время, перелистаем страницы истории школы имени А.С.Пушкина.

Первым директором школы и учителем истории был Ивановский Виктор Иванович, а затем директором стал Шейдак Николай Андреевич.

22 июня 1941 года предрассветную тишину мирного летнего дня разорвали взрывы первых фашистских бомб. Так началась Великая Отечественная война. В нашей школе, как и во всех школах страны, проходил выпускной бал. Лето 1941 года было знаменательно тем, что школа им. А.С.Пушкина проводила первый выпускной бал. 19 выпускников 10 класса, успешно сдав экзамены, получили аттестаты зрелости. Среди них: Акишев Иван, Артемова Анна, Быстрова Анна, Курочкин Николай, Станищев Павел, Трушин Василий, Тимошенко Антон. Штифанов Василий и другие.

Когда узнали о том, что началась война, то многие выпускники и учащиеся старших классов ушли добровольцами на фронт. И повели их не на урок, а в бой любимый учитель химии Горбунов Иван Тимофеевич, несравненный учитель черчения и рисования Перебейнос Федор Яковлевич, учитель физики Савкин Алексей Андреевич, директор школы Шейдак Николай Андреевич.


Н.А. Шейдак

В книге приказов по гороно читаем: «приказ № 77 от 23 июня 1941 г. - Шейдака Н.А., директора школы им. А.С.Пушкина, от работы освободить в связи с мобилизацией в ряды РККА с 23 июня 1941 года».

Шейдак Николай Андреевич по национальности поляк, поэтому он был зачислен в Польскую Армию по борьбе с фашизмом, которая сформировалась на территории Советского Союза.

После победы не сразу закончилась война для нашего директора. Лишь спустя годы, в 1949 году, он вернулся в Рубцовск и вновь был назначен директором школы имени А.С.Пушкина.

Фронту были нужны специалисты знающие военное дело. И в июле 1941 года в здании школы разместилось пехотное училище и находилось в ней до 1943 года (свидетельство тому - мемориальная плита на здании). Среди курсантов училища был Килев Николай Николаевич, который в 1942 году ушел на фронт, попал в 776 стрелковый полк в противотанковую батарею. В сентябре 1943 года был тяжело ранен под Кременчугом, недалеко от своей родины (родился Николай Николаевич в Полтавской области в г.Чкалове (Оренбурге). В 1946 году по семейным обстоятельствам вновь вернулся в г.Рубцовск и начал работать в школе им. А.С.Пушкина в качестве директора.

Килев Н.Н. был награжден медалями «За победу в ВОВ», «За трудовую доблесть», «За освоение целины».

Чего только не было в здании школы в годы войны. Одно время днем шли занятия, а вечером в спортивном зале ставил спектакль драматический театр, а потом стали поступать раненые, и в стенах школы разместился госпиталь (о чем также свидетельствует мемориальная плита на здании школы). Во время учебного года шли занятия: днем занимались учащиеся средней детской школы им.А.С.Пушкина, а вечером - учащиеся школы рабочей молодежи завода «Алтайсельмаш».

В труднейших условиях проходили занятия. Вот как воспоминает о том времени бывшый учитель математики Шашева Вера Герасимовна: «В школе было печное отопление, не хватало угля, печи-контрамарки в классах были чуть-чуть теплые, когда их топили, а потом в классах был жуткий холод. Учащиеся и учителя учились и работали в верхней одежде: фуфайках, стареньких пальтишках и шапках, в валенках и ботинках большого размера, чтобы можно было намотать портянки и надеть теплые носки. Чернильницы держали в руках, чтобы чернила не замерзали. Когда стирали с доски, то образовывалась корочка льда, и мел писал плохо, скользил. У уч-ся не доставало учебников (один на 2-3 человека, совсем мало было тетрадей, ребята писали на газетах и старых журналах). Всем уч-ся, чтобы поддержать их немного, ежедневно выдавали кусочек черного хлеба. Надо было видеть, как ребята съедали этот кусочек, подбирая каждую крошку. Иные уч-ся сами не съедали, а несли домой младшим. Сами же довольствовались крошками и хлебным запахом».

О трудностях школьной жизни того времени говорят распоряжения директора школы: о переносе начала занятий на более светлое время в связи с тем, что нет керосина для заправки ламп или об отмене уроков по изобразительному искусству в связи с тем, что нет бумаги.

Несмотря на трудности, программу изучали качественно и в этом заслуга не только учителей, но и учеников. Мальчики себя вели по-мужски: не ныли, не жаловались, потому что знали, на фронте в тысячу раз труднее их сверстникам, братьям и отцам. Дисциплина была на уроках отличной. Ученики серьезно изучали все предметы. Но особенно математику, физику, химию, немецкий язык, потому что каждый готовился бить фашистов, а эти предметы были необходимы для борьбы с врагом. Математику тогда в школе вели серьезная, самая лучшая учительница - Ужова Полина Ильинична и учитель из Одессы Гинзбург Нэлли Самойловна, беспредельно любящие свой предмет. Химию вела Веревкина Ираида Васильевна, которая в тяжелейших условиях на высоком уровне проводила всякие опыты, эксперименты по химии.

В школу приходили радостные и скорбные письма с фронта. Учителя и учащиеся писали на фронт о своих делах и успехах, собирали посылки с подарками для бойцов. После занятий ребята работали на колхозных полях. Старались не обделить своим вниманием семьи тех, кто сражался на фронте, помогали ухаживать за ранеными, выступали перед ними с концертами.

После окончания школы часть ее учеников уходила в ремесленные училища, а затем шли работать на заводы, ведь на заводах в то время не хватало рабочих. Среди них был и Андрей Иванович Сигида.


А.И. Сигида

Подростком пошел он работать на завод «Алтайсельмаш», которому остался верен до 1990 года. За трудовую доблесть Андрею Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Мы, учителя и учащиеся, гордимся тем, что Андрей Иванович учился в нашей школе.

Школа хранит память еще об одном ученике школы – Герое Совесткого Союза И.С.Федоренко. <…>

Отгремели залпы ужасной войны. Страна приступила к мирной жизни. В школу после Великой Победы стали возвращаться оставшиеся в живых ученики и учителя. В эту победную весну многие 10-классники писали на выпускных экзаменах сочинение на тему «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы»: «Нашему поколению предстоит решить благородную, но трудную задачу. Мы должны не только поправить то, что разрушено войной, мы должны построить прекрасную, светлую жизнь».

Школа имени А.С.Пушкина в первые послевоенные годы жила насыщенной жизнью.

Днем в школе занимались ребята, а после работы вечером размещалась школа рабочей молодежи. Стремление к знаниям было особенным. А еще отличали в то время среднюю мужскую (мужской школой была с 1944 по 1954гг.) школу им. А.С.Пушкина внутренний распорядок и дисциплина уч-ся, хотя учились в школе одни мальчики и в классах было по 40 человек.

Сохранилась книга выдачи аттестатов зрелости за 1947 год, в списке 18 учащихся, среди них с золотой медалью окончил школу Рабичев Исаак, без троек аттестаты у Пирского Николая, Отина Ивана, Кобзева Леонида, Братищенко Владимира, Рейш Гарри, Коршунова Афанасия, Чинакова Димы, Чудина Виталия, Мелещенко Виктора, Михайлова Павла.

Вот что вспоминает бывший учитель начальных классов Горб Александра Михайловна: «Трудно приходилось в первые послевоенные годы. Очень мало было школьных принадлежностей, не хватала тетрадей, учебников. Учебники были платные. Почти полностью отсутствовали исторические и географические карты. Для урока ребята сами изготовляли карты, диаграммы, схемы, таблицы. Школьники страстно тянулись к знаниям. Интересной, увлекательной жизнью жили ученики нашей именной школы. В школе работали кружки: литературный, исторический, драматический, юных натуралистов, шахматно-шашечный, музыкальный. Ребята занимались в спортивных секциях: лыжной, футбольной, волейбольной, стрелковой, легкой атлетики. Ученики школы принимали участие в общегородских спортивных соревнованиях. Ученику 7 класса Бубенчикову принадлежали 5 городских спортивных рекордов.

Школьный музыкальный ансамбль, которым руководил учитель Бутау Александр Яковлевич, за год давал 15 концертных выступлений. Участники драмкружка выступали перед учениками школы со спектаклями.

При школе был организован опытный участок, где ученики проводили наблюдения за жизнью и развитием растений. Участок был образцовым, за что школа была награждена медалью ВДНХ. Вся работа на участке проводилась под руководством учителя биологии Паниной Анны Кузьминичны.

В школе был живой уголок. Здесь жили черепахи, кролики, птицы. Наблюдали и ухаживали за ними юннаты. В дни летних каникул ученики школы ездили на экскурсии в село Локоть, Усть-Каменогорск, Змеиногорск, на озеро Зайсан, с.Шушенское. Во всех этих делах вместе с ребятами были их добрые наставники - учителя. <…>

Бутенкова О. А.

МУК "Библиотечная информационная система" © 2010