[ Главная ] | [ К списку ] | Рубцовский машиностроительный техникум за 60 лет

Гриценко, В. П., Гриценко И.Ф. Рубцовский машиностроительный техникум за 60 лет: (страницы истории). – Рубцовск, 2004. -С.12-30

Когда-то, особенно в первые, а затем и в последующие годы Советской власти, популярным был лозунг: «Кадры решают всё!» Сегодня этот лозунг, если и произносится, то с некой иронией. Чаще всего это происходит по той лишь причине, что автором его был И. В. Сталин.

А ведь прошлое и настоящая действительность подтверждают, что без хорошо обученных кадров — рабочих, профессионалов, специалистов своего дела — не создаются материальные, интеллектуальные и духовные ценности. Только высококлассный токарь или фрезеровщик сможет изготовить сложную деталь, только профессиональный и опытный сталевар сможет выплавить сталь и чугун нужной марки и качества, только знающий и образованный инженер сможет сконструировать сложную машину, агрегат, узел.

Строительство Алтайского тракторного завода явилось ярким тому свидетельством. Тогда на заводе, как и на других предприятиях Алтая, подавляющее большинство (более 80%) рабочих пришлось набирать на месте. В Рубцовск прибыло лишь 626 работников ХТЗ и СТЗ, среди которых было мало рабочих дефицитных профессий, в которых так остро нуждался завод.

«Основной контингент кадров состоял из молодёжи, прибывающих на завод из Алтайских сёл и деревень, а также по распределению Управления трудовых резервов из числа окончивших Ф.З.О.

Они имели различный уровень образования (чаще всего начальное и семилетнее) и политической активности, иную степень материальных и духовных запросов. Впервые увидев «завод» и столкнувшись с действительностью специфической атмосферы, их пугали станки, сложное по тем временам оборудование, томила тоска по родным, валила с ног непривычная усталость и скудное питание».

Но молодёжь работала, осваивала специальность, училась, совершенствовала и повышала своё профессиональное мастерство.

Основной формой обучения поступавших на завод рабочих были и индивидуально-бригадное обучение, сроком от одного до трёх месяцев, курсы повышения квалификации, стахановские школы.

Однако было очевидным, что только такие методы обучения кадров не могут дать будущему гиганту тракторостроения настоящих производственников-инженеров, техников, классных специалистов и рабочих дефицитных профессий. В этой связи возникает необходимость открывать в городе учебные заведения.

Приказом №6/к от 25 февраля 1942 года Народным Комиссариатом Среднего машиностроения Союза ССР на Алтайском тракторном заводе открывается тракторный техникум. Его директором назначается Д. Д. Приходько.

Достоверно известно, что техникум входил в структуру завода. Это значит, что учительские кадры, обеспечение учебной и технической литературой, оборудованием, быт студентов и сотрудников техникума, его материальная оснащённость ложились тяжёлым, для того времени, бременем на руководство и финансовую сторону завода. Конечно, в какой-то мере помощь оказывали городские власти и Наркомат.

Итак, на бумаге техникум создан, директор назначен, одновременно с этим городскими властями было найдено помещение, оказана помощь в подборе учительских кадров.

Техникум разместился в одноэтажном деревянном доме, расположенном на ул. Кирова (ныне это проспект им. В. И. Ленина) напротив кинотеатра «Рассвет» (Точнее, техникум располагался восточнее деревянного здания горисполкома, т.е. на углу ул. Кирова и пер. Бульварного).

На учёбу в техникум принимали юношей и девушек с образованием не ниже семи классов общеобразовательной школы. Первые наборы производили без вступительных экзаменов, на основании свидетельств и табелей об успеваемоти.

Тракторному техникуму предписано было готовить кадры по специальностям: «Холодная обработка металлов», «Термическая обработка металлов», «Литейное производство» и «Тракторостроение».

Первая группа учащихся в количестве 26 человек 25 марта 1942 года приступила к занятиям.

Было известно, что имеющиеся помещения явно не годятся для дальнейшей работы учебного заведения, поэтому уже в апреле-мае того же года техникум перевели в здание сельскохозяйственного техникума, где ему отведены классные комнаты на первом этаже.

Примерно в это же время Приходько Д. Д. с должности директора техникума был освобождён, а вместо него назначен Борис Михайлович Алексеев.

На начало октября 1942 года контингент учащихся составлял уже 158 человек. Шла война. Учащихся призывного возраста мобилизовали в армию и на фронт. Но желание молодёжи учиться было велико и учебные группы постоянно пополняли и формировали новые.

Первое время учащиеся обучались в несформированных по специальностям учебных группах, т.е. они не знали даже, какой специальности их будут учить и кем они станут — литейщиками, термистами или тракторостроителями, и только значительно позже их определяли в группы по конкретной специальности.

Это не всех устраивало и потому возникали обиды и недовольства среди учащихся. Администрация, преподавательский состав техникума принимали большие усилия к тому, чтобы убедить их учиться иной специальности, а не той, какой они хотели бы овладеть.

В итоге учащиеся соглашались с их доводами и, как показала жизнь, никогда об этом не пожалели.

Тиньгаева Раиса Александровна, например, вспоминает (а поступила она в техникум в марте 1942 года), что только в середине курса им объявили о будущей их специальности.

Среди студентов возникло недовольство «навязанной им поневоле» профессией. Видя это, директор техникума лично сам повёл группу на завод, водил учащихся по мастерским, цехам, лабораториям, где специалисты знакомили и рассказывали о специальности, и всех их убеждали в важности и престижности профессии термиста. И убедили: все согласились учиться этой профессии.

В конце 1942 года, одновременно с приёмом и обучением учащихся на дневном отделении, было открыто вечернее отделение, т.е. обучение без отрыва от производства. Располагалось оно в здании рядом со школой № 9, заведующей отделением назначена Арие (Лиховицер) Фаина Михайловна.

Открытие этого отделения было необходимостью, а именно: вместе со станками и оборудованием в г. Рубцовск прибыло много кадровых рабочих со своими семьями, дети которых уже учились там, в Харькове и Сталинграде, в тракторных техникумах, но учёбу не окончили из-за войны и необходимости эвакуации вместе с родителями.

Чтобы дать им возможность продолжить учёбу, а также исходя из перспективы, и было открыто это вечернее отделение.

Руководство завода в одинаковой мере проявляло заботу о техникуме вообще и о вечернем отделении и его учениках в частности.

Примером этому является приказ по заводу №682 от 16 декабря 1942 года, обязывающий всех «начальников отделов завода отпускать студентов техникума с работы ежедневно с 5 часов вечера, не нагружая их сверхурочной работой, по списку или студенческому билету»... Отпускать инженеров завода для чтения лекций в техникуме после 17 часов»...

Директору тракторного техникума предписывалось «завести персональный табель посещения занятий, который и будет являться оправдательным документом посещения занятий в техникуме».

Первая группа учащихся на вечернем отделении приступила к освоению специальности «Обработка металлов резанием».

В 1943 году набор учащихся на вечернее отделение проходил также активно, как и на дневное отделение, и к 1 октября здесь было уже 105 учащихся. Среди них значилась Шабалдина (Парамонова) Анна Степановна, которая жила в г. Чимкенте Казахской ССР и училась на 3-м курсе дневного отделения в Горно-металлургическом техникуме. Узнав об открытии техникума в Рубцовске, она обратилась к директору техникума с просьбой о приёме её на учёбу. Получив согласие, она приехала в г. Рубцовск, устроилась работать на Алтайский тракторный завод и была зачислена на 3-й курс вечернего отделения по специальности «Обработка металлов резанием».

Выпуск группы состоялся в 1944 году. По протоколу заседания Государственной экзаменационной комиссии от 20 апреля 1944 года значится, что в этот День защитили дипломные проекты: Литвинов Владимир Ильич, Зимина Валентина Кузьминична, Халина Эмма Семёновна, Житенёва Надежда Ивановна, Гуцалова Мария Ивановна, Сакун Василий Сергеевич, Изотова Антонина Прокопьевна, Ткаченко Мария Тимофеевна, Васильева Евгения Михайловна, Синичкина Татьяна Гавриловна, Шабалдина Анна Степановна и Криволапое Павел. Из них только двое защитили дипломные проекты с оценкой «3» остальные — «4» и «5».

Однако, достоверно известно, что ещё в 1943 году состоялся выпуск пяти специалистов на вечернем отделении.

Нам удалось найти диплом №1, выданный в 1943 году на имя Зинченко Николая Кирилловича и свидетельствующий об окончании им Рубцовского тракторного техникума в указанном году. Хранится он в настоящее время в запасниках музея Алтайского тракторного завода.

Кроме того, дальнейшие наши поиски привели к отысканию «Книги протоколов квалификационной комиссии ГУУЗ НКТП при ХТЗ от 1937 года».

Последняя запись в ней датирована 16-ым июля 1943 года. В указанный день Государственная квалификационная комиссия в составе председателя Гуляева П. И. и членов комиссии Зон Б. И., Андрюсенко П.П., директора техникума Алексеева Б.М. слушала защиту дипломных проектов пяти студентов: Зинченко Н.К.. Вассерфирер Р. И., Ашировой М.А., Жаркова С.С. и Гапон И. Т.

Комиссия постановила «признать, что защита и выполнение дипломного проектирования» всеми пятью студентами «произведены» отлично, и присвоить им «звание» техник-технолог: Зинченко Н.К., Вассерфирер Р.И., Ашировой М.А. — по специальности «Холодная обработка металлов», Жаркову С.С. и Гапон И. Т. — по «Литейному делу».

Диплом №1 получил Зинченко Н. К., о чём свидетельствует его подпись в получении. Здесь же, в протоколе, отметки о том, что дипломанты переведены из ХТЗ и СТЗ в 1942 году.

Вечерней форме обучения со стороны государства придавалось большое значение.

Подтверждением может служить приказ Народного Комиссариата среднего машиностроения Союза ССР С. Акопова № М-1 от 02.01.1943 года, в котором кратко изложено состояние вечернего обучения в техникумах отрасли и даны конкретные указания.

В частности, в нём говорится: «Подготовка специалистов среднетехнической квалификации без отрыва от производства в техникумах НКСМ, размещённых при заводах, находится в неудовлетворительном состоянии.

Директора заводов недооценивают подготовку специалистов без отрыва от производства из пополнений рабочей молодёжи, влившейся на заводы, и от этого важнейшего вопроса подготовки кадров совершено самоустранились (Томский ГПЗ, Куйбышевский ГПЗ, ЯАЗ). Начальники цехов задерживают студентов вечерних отделений техникумов на производстве в часы их учебных занятий, вследствие чего работа вечерних отделений техникумов срывается.

В результате низкой посещаемости и большого отсева студентов-вечерников вечерние отделения техникумов вынуждены прекращать свою учебную работу (Рубцовский тракторный техникум).

Инженеры заводов, ведущие специальные дисциплины и руководящие дипломным проектированием в техникумах, часто срывают занятия по производственным условиям.

В целях укрепления работы вечерних отделений техникумов приказываю: директорам заводов:

1. В дни учебных занятий вечерних отделений техникумов (четыре дня в неделю) освобождать от сверхурочных работ рабочих, обучающихся в вечерних техникумах.

2. Разрешить инженерам заводов вести преподавательскую работу в техникумах НКСМ восемь часов в рабочее время».

В целях вовлечения юношей и девушек на учёбу в тракторный техникум преподавательский состав и директор техникума вели постоянную агитационную работу среди молодёжи в школах, на предприятиях и в организациях города.

Лично устраняли проблемы и затруднения, связанные с освобождением их от работы и направлением на учёбу, добиваясь выполнения плана набора.

Из-за дефицита рабочих рук руководители, как правило, с большой неохотой и нежеланием соглашались отпускать молодёжь на учёбу.

***

С переводом в здание сельскохозяйственного техникума, условия для учёбы по тем временам были хорошие: светлые и просторные классные комнаты, отсутствие скученности и тесноты, и главное — здесь же была столовая, которая обслуживала сотрудников заводоуправления строящегося тракторного завода. Заводоуправление располагалось на верхних этажах здания.

Учащиеся техникума сдавали в столовую свои талоны на питание, которые им выдавали в техникуме, и питались здесь, но за свои деньги. Таким образом, вопрос с питанием для них в значительной степени был разрешён, но питались они только после всех служащих заводоуправления. За этим строго следила заведующая столовой, никаких «поблажек» и послаблений на этот счёт она не допускала.

И ещё сегодня бывшие учащиеся с юмором вспоминают существовавшее тогда правило: учащиеся, не имевшие при себе ложки, идя обедать в столовую, получали её у вахтёра. После еды они в обязательном порядке должны были её вернуть.

С открытием тракторного техникума трудное положение сложилось с приобретением учебников, наглядных пособий, с созданием собственных мастерских и оснащением их необходимым оборудованием, с определением жилья для иногородних учащихся и их питанием, с расширением учебных площадей и осуществлением учебного процесса.

Самостоятельно руководство техникума не в силах было решить все эти и другие не менее значимые проблемы. И всё же все вопросы находили своё разрешение с помощью городских властей, дирекции завода.

Учебные классы оборудовали наглядными пособиями, которые изготовляли учащиеся и преподаватели. Учащихся обеспечивали стипендией и расселяли по общежитиям, располагавшимся в разных концах города. Поступало оборудование, библиотеку пополняли учебниками, пособиями и технической литературой.

***

Общеизвестно, что теоретические знания, какими бы хорошими или отличными не были, не могут быть эффективно применены в производстве, в повседневной жизни без должной практики. Именно практика даёт теоретически подготовленному человеку навыки применения знаний в деле. Особенно это характерно для тех, кто осваивает конкретную специальность, будь то техническую, гуманитарную или иную другую. Не является это исключением и для учащихся техникума. Неудивительно поэтому, что практическому обучению учащихся уделялось (и уделяется в настоящее время) не менее важное значение, чем теоретическому.

***

Администрация завода была заинтересована в том, чтобы их рабочие, обучаясь в техникуме, не прекращали трудиться на заводе, т.е. чтобы они получали квалификацию по конкретным специальностям без отрыва от производства.

Каждого работника, окончившего техникум, премировали деньгами. Защитивший диплом на «отлично» получал 650 рублей, на «хорошо» — 600 рублей, на «удовлетворительно» — 550 рублей.

С тех пор, когда число поступивших и окончивших техникум работников завода на вечернюю форму обучения значительно увеличилось, такая практика поощрения была прекращена.

14 февраля 1944 года приказом Главного управления учебных заведений НКСМ СССР №16 директором Рубцовского тракторного техникума был назначен Будовский Борис Григорьевич, исполнявший в то время эти обязанности вместо освобождённого от должности Алексеева Б.М.

29 числа этого же месяца в присутствии заведующего учебной частью Шамко Н.М., главного бухгалтера Бык З.И. и преподавателя Олейниковой А.З. состоялась передача по акту всего имущества, контингента учащихся, документации и финансовых средств новому директору техникума.

Сохранился и «дошёл» до наших дней этот акт, представляющий собой определённую ценность.

Он характеризует состояние дел в техникуме на указанный период: о контингенте учащихся, успеваемости, выполнении учебного плана, о финансах. Некоторые его данные представляют особый интерес и потому считаем целесообразным и необходимым привести их на страницах этой книги.

Итак, по состоянию на 1 февраля 1944 года:

1. По дневному отделению:

Контингент учащихся составлял 99 человек и по группам распределён следующим образом: 1 курс — 2 группы — 44 человека: 2 курс — 2 группы — 41 человек; 3 курс— 1 группа — 14 человек.

Посещаемость занятий студентами техникума в среднем составляла 82,4%; успеваемость на основании результатов экзаменов зимней сессии -98%.

2. По вечернему отделению:

Контингент учащихся составлял 57 человек и по группам распределён следующим образом: 1 курс — 1 группа — 23 человека; 2 курс — 12 человек; 3 курс — 11 человек; 5 курс (дипломники) — 11 человек. Успеваемость учащихся отделения на основании оценок преподавателей в классных журналах составляла 63%, а посещаемость — 66,5%.

3. Весь штат техникума состоял из 31 человека, в том числе восемь работников столовой, открывшейся при техникуме в январе. Имелось также «общежитие с обеспеченностью 50 комплектами постельных принадлежностей».

В 1944 году постановлением Совета Министерств СССР тракторный техникум переименован в машиностроительный и стал именоваться Рубцовский машиностроительный техникум.

В октябре того же года техникум перевели из здания сельскохозяйственного техникума в двухэтажное кирпичное здание по ул. Вокзальная, 88. В первые годы войны в нём размещался военный госпиталь, а затем (после переезда техникума) — школа №112. Ныне в нём расположена средняя общеобразовательная школа №19, изменён и адрес — ул. Комсомольская, 204.

Техникум занимал оба этажа здания. Появилась возможность для организации мастерских, собственного актового зала, несколько небольших комнат было выделено для проживания иногородних учащихся; ещё в одной из комнат жил преподаватель с семьёй. Здесь же была столовая с буфетом. С переводом техникума в новое здание улучшились с одной стороны условия его деятельности, с другой — отрицательно отразилось на весь процесс обучения студентов на вечернем отделении: учёба на отделении была прекращена из-за значительного отдаления техникума от посёлка АТЗ и возобновлена лишь в сентябре 1945 года, когда на учёбу было зачислено 18 человек.

В 1946 году состоялся первый выпуск техников на дневном отделении по специальности: «Термическая обработка металлов», дипломы защитили 12 учащихся, Плишкань Владимиру Ивановичу и Никитенко Николаю Григорьевичу — вручены дипломы с отличием.

Характерно, что о предстоящей защите сообщалось в городской газете. В частности, в ней говорилось: «25 и 30 марта 1946 года состоится защита дипломных проектов учащимися Рубцовского машиностроительного техникума по специальности «Термическая обработка металлов». Вход свободный. Адрес: ул. Вокзальная, 72».

Подобные объявления в местной печати публиковались регулярно.

Это создавало открытость и в то же время повышало чувство ответственности дипломанта за качество подготовки дипломного проекта и его защиту.

Присутствующие могли задавать ему вопросы, вступать в дискуссию, интересоваться другими вопросами, касающимися содержания проекта.

Немало было учащихся, которые начинали учёбу в техникуме, но в связи с мобилизацией на фронт оканчивали его уже после войны. И наоборот, были те, кто учёбу начинал и оканчивал техникум спустя годы после войны. Однако всех их объединяло одно: стремление к знаниям.

Подавляющее их большинство продолжило учёбу в высших учебных заведениях страны, но в основном — в Рубцовском филиале Алтайского машиностроительного института (АМИ) им. И. И. Ползунова, ныне — это Рубцовский индустриальный институт.

В ходе поисковой работы удалось установить 53 участника Великой Отечественной войны, из которых 35 человек — выпускники и 18 — преподаватели и сотрудники. Все они были и многие из них остаются живыми свидетелями деятельности и самого факта существования РМТ в разные годы и периоды.

В конце 40-х годов приём учащихся в техникум осуществлялся уже по результатам вступительных экзаменов. Директор техникума, как правило, лично выступал на страницах городской газеты с небольшой статьёй, в которой говорил о том, по каким специальностям готовит техникум кадры, в чём заключается их важность и значение для производства, говорил об уровне подготовленности учительских кадров и степени обеспеченности техникума материальной и производственной базой, называя их прекрасной, хотя это было далеко не так, и приглашал молодых людей идти учиться в техникум, разъясняя условия приёма, а именно: на 1-й курс принимались лица, окончившие 7 и 8 классов средней школы и выдержавшие экзамен по Конституции СССР, математике и русскому языку.

На второй курс принимались лица, окончившие 9 классов.

Для учащихся, окончивших 10 классов средней школы, устанавливался 2-х годичный срок обучения, причём, они принимались на учёбу на третий курс без вступительных экзаменов.

Чтобы подготовить поступающих в техникум, ежегодно в июле месяце оргазизовывалась работа подготовительных курсов. Окончившие их принимались на первый курс техникума без вступительных экзаменов.

***

В конце 40-х годов из транспортных средств в техникуме были одна автомашина и лошадь с упряжью, телегой и санями.

Учащиеся (да и сами сотрудники) называли её «Наш друг Машка». Этим видом транспорта пользовались не только для выполнения хозяйственных нужд техникума, к его помощи обращались также преподаватели и сотрудники в личных целях, но за отдельную плату.

С ноября 1948 года конюхом работал Кунгуров Яков Васильевич, 1880 года рождения, из крестьян. С 15-летнего возраста работал по найму, четыре года (1906 —1910) служил рядовым в царской армии. В 1929 году с семьёй вступил в колхоз в с. Бобково Рубцовского района. Судьба распорядилась так, что в 1948 году он переехал в г. Рубцовск. В техникуме работал до августа 1957 года, сначала конюхом, затем истопником в общежитии, снова конюхом. В том же, 1957 году, вышел на пенсию, проживал по ул. Советская, 22.

***

Ежедневно и ежечасно перед дирекцией техникума стояла масса проблем, которые постоянно требовали незамедлительного разрешения. И они разрешались, хотя и с большими трудностями.

Нам удалось разыскать очень важный, более того — уникальный по своему происхождению и содержанию — документ: «Отчёт о работе Рубцовского машиностроительного техникума за 1-е полугодие 1944-1945 учебного года». В нём отражена «вся кухня» внутритехникумовской жизни и деятельности в указанный период года и поэтому для полного понимания и представления ситуации того времени целесообразно привести здесь, в этой книге, некоторые факты и события:

1. Из-за отсутствия преподавателей не выполнялся учебный план по русскому языку и литературе, военно-допризывной подготовке (ВДП), теории, конструкции и расчёте автомобилей и тракторов.

2. В начале учебного года были проведены повторные экзамены для учащихся, имевших неудовлетворительные оценки по результатам весенних экзаменов прошедшего учебного года. Из 80 учащихся повторно не сдали экзамены по различным предметам три человека.

3. Основными наглядными пособиями являются плакаты и таблицы, всего их насчитывалось 130 штук.

4. По состоянию на февраль 1945 года библиотека насчитывала 2196 томов различных книг на сумму 13426 рублей. Однако обеспеченность учащихся учебниками оставалась абсолютно неудовлетворительной: по общеобразовательным дисциплинам в наличии имелось всего 298 учебников. Особый дефицит испытывался с русской классической литературой; художественной литературы было только 250 томов.

Хотя библиотека является абонентом научно-технической библиотеки АТЗ и городской библиотеки, это не обеспечило в значительной мере положение с пополнением учебниками и художественной литературой.

5. Учебных мастерских при техникуме нет. Их оборудование предусмотрено в следующем учебном семестре в вестибюле учебного здания в целях возможного изготовления простейших деталей для учебных кабинетов и для «демонстраций в процессе преподавания». АТЗ передал техникуму два станка, слесарный инструмент, два слесарных верстака и автомашину ЗИС-5 с пробегом 8500 км, однако первое время она не использовалась из-за полного отсутствия бензина.

6. Согласно приказа Наркома Среднего Машиностроения № 269 от 10.06.44 г. завод обязан был передать техникуму 100 тонн угля. Этого сделать не удалось в связи с нехваткой его на самом заводе, поэтому уголь получали в крайне малых количествах, что едва давало возможность избегать случаев размораживания отопительной системы.

Срывов занятий вследствие очень низкой температуры в учебном здании не было, даже при температуре наружного воздуха -48°С.

7. Всего преподавателей в техникуме 19 человек, в т.ч. 8 — штатных, 18 человек имеют высшее образование. Внештатные преподаватели — это инженеры и специалисты АТЗ, имеющие большой производственный стаж и не имеющие педагогического опыта работы.

8. Контингент учащихся техникума на 01.02.45 года на дневном отделении составлял:

№№
п/п
Специальность1 курс2 курс3 курс4 курсВсего
1Тракторостроение 21- 18-39
2Обработка металлов резанием 23- 17т40
3Термическая обработка металлов 19- 13-32
4Литейное производство - 20- -20
5Инструментальное производство 13- - -13
 Всего 762048-144
 Число групп 4 1 3 -8


Вечернего отделения техникум не имел, т.к. при переходе в новое помещение техникум оказался значительно отдалён от посёлка АТЗ и учащиеся прекратили посещение занятий.

9. Питаются учащиеся в столовой техникума, расположенной в учебном здании. Оснащённость столовой кухонным и столовым инвентарём неудовлетворительна. В наличии всего три бака для приготовления пищи, которую подают на столы в глиняной необлицованной посуде. Учащиеся, проживающие в общежитии, получают 3-разовое питание, остальные - 2-разовое. «Продукты питания выдаются ОРСом (отделом рабочего снабжения) АТЗ по карточкам учащихся и по талонам 2-го горячего питания очень неравномерно, а иногда не отовариваются полностью. Преподавательский состав питается в той же столовой».

Примерное меню:

Завтрак — суп крупяной (картофельный);

Обед — суп крупяной с картофелем (лапша); каша с мясом (рыба, омлет);

Ужин — жареный картофель (пюре, каша, суп);

Чай в меню не вводится исключительно из-за отсутствия посуды.

10. Практику учащиеся (в количестве 31 чел.) проходили на АТЗ в инструментальном, термическом и механосборочном цехах. Перед практикой учебной частью техникума были разработаны программы всех групп, идущих на практику в этом году. Непосредственная реализация этих программ на АТЗ поручена начальнику отдела технического обучения АТЗ профессору Животовскому Т.А., он же осуществлял контроль за прохождением производственной практики. Успеваемость по практике, характеристика и оценка отчётов по практике производились непосредственно в цехах комиссией во главе с директором техникума и с участием специалистов цеха.

11. На протяжении всего первого семестра в техникуме работали кружки: физический, литературный, драматический, музыкальный. Всего в них занято 40 учащихся, занимались они разработкой конкретных тем и составлением докладов, подготовкой и проведением вечеров, выпуском стенной газеты и боевых листков. Члены драматического кружка ставили сцены из пьес А.Островского «Свои люди, сочтёмся» и «Горе от ума» А. Грибоедова. Кроме того, участники кружка дали «номера декламации и вокального номера».

В отчёте изложены и некоторые другие сведения, упоминания о которых здесь уместны и целесообразны, а именно:

а) «...вновь пришедшие ученические кадры в 1944-1945 учебном году это в основном местные жители. Они отличаются более высокой дисциплинированностью и тягой к учёбе по сравнению с учащимися старших курсов, укомплектованных главным образом из молодёжи эвакуированных областей...»

«Наиболее уверенные и дисциплинированные кадры даёт молодёжь, побывавшая, хотя и недолго, на производстве».

б) «Из 31 учащегося успешно закончили практику 29 человек. В период прохождения производственной практики учащиеся Мокроусова и Горбунова внесли несколько рационализаторских предложений в производство, а учащийся Плишкань В. занят был изготовлением металлографических шлифов деталей, прошедших различную термическую обработку».

Всеми практикантами были представлены к экзаменам подробные отчёты с эскизами и чертежами, иллюстрирующими объекты практики (приспособления, термические ванны и др). и описаниями технологических процессов.

в) Участие техникума в политических кампаниях выражалось в 100% подписке на государственный заём, в проведении торжественных собраний и вечеров, посвященных важнейшим государственным и политическим датам и событиям.

Итак, изложенный в очень краткой форме «Отчёт о работе РМТ за 1-е полугодие 1944/1945 учёного года» является документом, который со всей подробностью раскрывает деятельность учебного заведения и анализирует её; отмечает достижения и вскрывает недостатки в учебном процессе и причины, их порождающие; объективно характеризует педагогические кадры и контингент учащихся, а также их труд и учёбу; ставит конкретные пути и задачи в целях дальнейшего развития материальной и учебной базы техникума.

В марте 1947 года исполнилось 5 лет со дня существования машиностроительного техникума. За это время техникум «сделал» выпуск шести групп с общим числом защитивших дипломные проекты 59 человек.

Все они получили дипломы об окончании учебного заведения с указанием присвоенной квалификации.

Можно с уверенностью утверждать, что желание учиться у молодёжи было огромным. Достаточно привести один пример из множества подобных. Это было во второй половине 40-х годов. Кульбацкий Исаак Львович работал на заводе электриком, но очень хотел учиться. Заочного отделения при техникуме ещё не было. Чтобы закончить техникум и получить квалификацию, Кульбацкий в течение четырёх лет работал на производстве только в ночное время, а днём учился. Но не все могли воспользоваться возможностью получить образование, и тому были причины: кто-то — по материальным соображениям, кто-то — по семейным обстоятельствам, а кого-то просто не отпускали с работы.

Щетинина (Кирьянова) В.Г. вспоминает, например, что, работая на АТЗ, решила поступить на учёбу в техникум, но её не отпускали и даже грозили тюрьмой в случае самовольного решения этого вопроса. И только после поступления на завод приказа из министерства её в числе 20 других молодых рабочих направили в техникум на учёбу.

Вплоть до середины 60-х годов учиться было тяжело, особенно в годы войны: не хватало учебной литературы, тетрадей и прочих письменных принадлежностей, жили впроголодь, ходили в изношенной одежде и обуви.

На занятиях конспекты учащиеся писали на газетах и между строк в различных книгах, которые они покупали за свои деньги по дешёвой цене в «Когизе», что располагался у драматического театра на ул. Карла Маркса. Из наглядных пособий имелись плакаты, диаграммы, графики, которые изготовляли учащиеся и учителя, да атласы.

Так, Шутто Клара Иосифовна, выпускница 1946 года, говорит, что из наглядных пособий пользовались примитивом. Так, станки изучали по атласу режущих станков — токарного, фрезерного, зуборезного и пр. По черчению использовали чертежи и атласы станков и их узлов в разрезе (головка, суппорт и т.д.)

Иных наглядных пособий практически не было, а если и были, то самодельные и самые примитивные и простые по своей конструкции.

«...В военное время нас, студентов, было немного, — вспоминает Клара Иосифовна. — Каждым из нас дорожили. В отношении преподавателей к студентам чувствовалось повседневное внимание и доверие...

Учились мы исключительно по конспектам. Учебников было мало. Конспекты писали на старых книгах между строчек. Конспекты были краткими. В них записывали основное и самое важное. Нашими преподавателями в основном были кадровые инженерно-технические работники, эвакуированные из Харькова с тракторным заводом; Михаил Макарович Гохберг преподавал механику, Израиль Саулович Эйгер — допуски и посадки, Арон Савельевич Рывкин — организацию прозводства, математику вёл Тимофей Александрович Животовский. Все они с завидным терпением, душой передавали нам свои знания».

Это же подтверждает и Парамонова (Шабалдина) Анна Степановна, выпускница техникума 1944 года:

«...Я поступила на 3-й курс вечернего отделения по «Холодной обработке металлов»... Часто наши занятия срывались из-за отсутствия света. В аудиториях было холодно, и мы вынуждены были заниматься в пальто. Бумаги, чернил, учебников не хватало. Но неблагоприятные условия не останавливали нас: мы упорно занимались, внимательно слушали объяснения наших преподавателей, аккуратно вели записи. Дирекция техникума всячески стремилась прийти нам, вечерникам, на помощь. На производстве мы работали по 8 часов, а потом торопились на занятия. Воскресные дни мы отводили для приготовления уроков. На период дипломного проектирования нас освобождали от работы, что давало нам возможность серьёзно продумать наш дипломный проект...».

Не все учащиеся были обеспечены одеждой и обувью, плохо обстояли дела с питанием, хотя на фоне общего состояния в городе и установленных в то время норм оно считалось нормальным.

При техникуме имелась столовая закрытого типа и буфет, в объявлениях говорилось, что студенты «обеспечиваются общежитием и получают питание». Всё это так, но питание то было скудным, а общежития убогими.

Учащимся техникума выдавали талоны на питание и продуктовые карточки. Талоны они сдавали затем в столовую и по ним получали право на питание. Серегин Николай Константинович (выпускник 1950 г.) говорит: «...Столовая была на 1-м этаже, питались три раза в день: чай обычно не сладкий. Сладости давали по 400 г в месяц. Утром — булочка и чай, в обед — первое блюдо, на второе — чай, ужин — каша, чай. Жили впроголодь...» И только в заводской столовой (в сельскохозяйственном техникуме, где располагался тракторный техникум) студентам иногда доставалось мясное блюдо — требуха, т.е. рубец.

Один из бывших учащихся техникума говорил, что ежедневно всех их, кроме забот об учёбе, мучила и донимала другая проблема — где бы, что-нибудь поесть!

А Чудайкина (Николашкина) А.И. вспоминает: «...В нашей группе учился Маковский, одарённый математик. Он носил с собою в сумочке сухой очень мелкий варёный картофель и подсыпал его себе в тарелку с супом».

Сельчанам было несколько лучше, т.к. продуктами их периодически поддерживали (как, между прочим, и сейчас) родители.

На продуктовые карточки приобретались, опять-таки за свои деньги, продукты в магазине. По ним можно было выкупить по установленным нормам хлеб, сахар, масло, крупу, рыбу и прочее. Студенты имели такое право, т.к. обеспечивались наравне с рабочими завода.

На ул. Вокзальная (ныне Комсомольская) между педагогическим училищем и сырзаводом стоял небольшой деревянный домик. Это был продовольственный магазинчик, в котором «отоваривались» студенты по продуктовым карточкам.

В нём, кроме продуктов питания, можно было за деньги и по талонам купить кое-что из вещей. Иногда там продавали вещи, поступавшие в качестве помощи из-за рубежа (очевидно по лизингу из Америки). Но не всем удавалось купить что-либо для себя посвежее. К тому же, каждая вещь, выделяемая заводом техникуму, распределялась коллегиально.

Так, Логинова (Тарасова) Анна Васильевна говорит, что в техникуме её избрали председателем ученического профсоюзного комитета, куда входили ещё шесть человек. При каждом выделении техникуму вещей, их выдавали конкретным учащимся по согласованию профкома с директором техникума и за его же подписью.

Директор техникума Будовский Б.Г. постоянно и во всём, что касалось распределения, советовался с профкомом. Сам он был исключительно порядочным человеком и, по сути, ничем не отличался от учащихся: был прост в общении, и ходил в одном и том же заштопанном костюме.

Чтобы как-то улучшить и разнообразить питание учащихся и преподавателей, дирекция техникума пошла на то, чтобы организовать выращивание овощей и зерновых собственными силами. Уже в 1943-1944 учебном году в районе железнодорожного переезда № 500 был обработан земельный участок в 15,54 га. Вспашку произвёл ОРС АТЗ, ему же принадлежала эта земля. На данном участке учащимися были высажены картофель (5,67 га), арбузы и дыни, свекла (0,30 га), лук, горох, морковь, фасоль (2,05 га), ячмень (1,95 га), просо (3 га) и т.д.

Всю эту площадь участка от посадки до уборки обрабатывали учащиеся и преподаватели техникума. Даже охрану от набегов деревенских воришек организовали свою. Наравне с учащимися охраняли участок преподаватели. Часто с ними была преподаватель техникума Лиховицер Фаина Михайловна. Она очень много знала из ранее прочитанного, охотно рассказывала учащимся различные истории и содержание книг, и вообще была общительным, добрым человеком.

Урожайность культур, несмотря на надлежащий уход, получилась низкой. Так, картофеля собрали всего 74 центнера, проса — 1 5 центнеров, прочих культур — 3,5 центнера, а ячмень был скошен на сено.

Причины неурожая чисто объективные: неудовлетворительный отбор семян на всхожесть, «неприспособленность» некоторых культур к климатическим условиям Алтайского края, недостаточная обеспеченность поливом, отсутствие посевных механизмов (сеялок), из-за чего посев зерновых производился вручную (ленточный), а значит, заделка семян в грунт была неудовлетворительной.

Несмотря на всё это собранный урожай был ощутимым подспорьем в разрешении вопроса о питании.

***

В личной беседе некоторые из нынешних студентов техникума, слушая рассказ обо всём этом, говорят, что «зато в те годы преподаватели не так требовательно относились к оценке знаний учащихся», что, мол, были послабления, что студентов «тянули», т.к. заводу нужны были кадры. И они правы. Но правы лишь в одном: действительно, заводу нужны были кадры, специалисты, но не неучи.

«...Коллектив завода в первые месяцы насчитывал лишь несколько десятков специалистов, сопровождавших оборудование ХТЗ.

…На 1 июля 1942 года на заводе было 1709 рабочих, из которых 974 человека числились учениками и проходили обучение. Лишь 308 человек имели пятый рабочий разряд...

В течение 1942 года на АТЗ было вновь приято 4498 рабочих. Принятые на завод молодые рабочие не имели квалификации...».

Именно поэтому никаких послаблений, подтягиваний «за уши», хронических двоечников и лентяев в техникуме не держали и не учили. В нём оставались те, кто хотел учиться и стремился получить знания.

Несмотря на естественный отсев, ежегодно контингент учащихся в техникуме увеличивался, но к защите дипломных проектов «доходили» не многие, а единицы. Так, все 174 студента, составлявшие контингент техникума на 1 октября 1944 года, по учебному плану должны были защитить дипломные проекты в 1946 году. Однако дипломы получили лишь 59 человек.

Ещё пример: выпускник техникума 1947 года Фунтиков В.Н. в своих воспоминаниях говорит, что в 1945 году на базе 10 классов он поступил на 3-й курс по специальности «Холодая обработка металлов» без вступительных экзаменов. Учебная группа насчитывала около 20 человек, а закончили учёбу и получили дипломы об образовании (в 1947 г.) только шесть человек.

А Бирюков Г. К. говорит, что в 1944 году в его группу по специальности «Инструментальное производство» было набрано около 40 человек, закончили же обучение в декабре месяце 1947 года только шесть человек.

Подобных примеров можно привести много.

И, наконец: по итогам первого полугодия 1944-1945 учебного года на экзаменах получили неудовлетворительные оценки 41 учащийся из 144 явившихся, успеваемость за полугодие составила, таким образом, 68%,12 а если говорить об успеваемости по годам, то она выглядит следующим образом: 1943 — 44 уч. год — 49,5%, 1944 — 1945 уч. год — 71%, 1945 —1946 уч. год — 82%, 1-й семестр 1946 — 47 уч. год — 85%.

Конечно, на уровень отсева учащихся влияло материальное положение их семей в те трудные для страны годы. Не все могли, начав учиться в техникуме, дойти до финишной черты из-за нехватки одежды, обуви и недоедания. Эти проблемы заставили многих молодых людей покидать учебное заведение, преждевременно прекращая в нём учёбу.

И, тем не менее, из всего вышесказанного можно убедиться, насколько серьёзно, принципиально и по-деловому осуществлялся весь учебный процесс в учебном заведении, насколько строго и объективно оценивали знания учащихся по любому предмету — будь это общеобразовательный или относящийся к спеццисциплине.

Выпускники прошлых лет говорят, что машиностроительный техникум давал знания настолько глубокие, что они позволяли решать любые проблемы на производстве. А при дальнейшей учёбе в технических вузах все вопросы, связанные с расчётами на производстве и в институтах при углубленном изучении спецдисциплин, они разрешали, как дважды два.

Не удивительно, что многие из них затем стали руководителями цехов, производственных отделов, участков, заслуженными конструкторами, инженерами, техниками и технологами и даже директорами предприятий, лауреатами премий и орденоносцами, рационализаторами и просто высококвалифицированными специалистами своего дела.

В книге авторов — выпускников машиностроительного техникума А. И. Пустынникова и К.Р. Севастьянова «Ордена Ленина Алтайский тракторный» подробно и в доступной форме рассказано об истории АТЗ и его строителях. В ней говорится и о многих выпускниках РМТ, которые стояли у истоков этой истории, создавали и приумножали лучшие традиции машиностроителей города и края.

***

Кто же они, преподаватели и наставники молодёжи, давшие прочные знания своим питомцам? Чем они заслужили всеобщее уважение и авторитет? По мере возможного попробуем дать ответ на эти вопросы, хотя бы в отношении тех, кого чаще всего упоминали в личных беседах с нами бывшие выпускники.

Урбан — Лебедева Маргарита Карловна. Родилась в 1887 году. Окончила Воронежскую женскую гимназию по специальности преподаватель русского языка и литературы, затем — заочно Московский институт иностранных языков. В г. Рубцовск приехала в 1944 году, с февраля того же года по декабрь 1949 года преподавала русский язык и литературу в РМТ, имея педагогический стаж 23 года.

Бобрыжный Владимир Александрович. Родился в 1891 году в г. Днепропетровске, по социальному положению мещанин. В 1910 году окончил Харьковское 1-е реальное училище, получив среднее образование, а в 1921 году — механическое отделение Харьковского технологического института с отличием, став инженером-технологом. Работал на паровозостроительном заводе в г. Харькове, на преподавательской работе по прикладной механике в технологическом институте; с 1939 года по февраль 1942 года — заместитель начальника производственного отдела на Харьковском тракторном заводе, после чего по эвакуации прибыл в г. Рубцовск. На АТЗ работал ведущим инженером ряда механических и литейных цехов. В ноябре 1944 года был назначен заместителем директора РМТ по учебной части, одновременно преподавал сопромат и теоретическую механику, владел немецким и французским языками, хорошо играл на музыкальных инструментах. Он много знал, большую часть времени проводил с учащимися, вечером посещал студенческие общежития и принимал участие в проведении мероприятий. Был строг, но справедлив.

В 1935 году за освоение производства спецмашин награждён Грамотой ЦИК СССР, а в 1946 году — медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Кузьменко Людмила Степановна родилась в 1908 году в г. Барнауле. В 1936 году окончила физико-математический факультет Казанского государственного университета. В РМТ преподавала математику, в 1950 году окончила двухгодичный Рубцовский вечерний институт марксизма-ленинизма, была заместителем секретаря парторганизации техникума, избиралась депутатом городского Совета депутатов трудящихся.

В 1962 году на заседании педсовета техникума решено было возбудить ходатайство перед вышестоящими органами о присвоении ей звания заслуженного учителя РСФСР за долголетний добросовестный труд по воспитанию и обучению учащихся. В декабре 1963 года она вышла на пенсию.

Лейбман Раиса Петровна, 1924 года рождения. В 1946 году с отличием окончила историко-филологический факультет Томского государственного института им. Куйбышева, с присвоением звания ассистента по историческим наукам с правом преподавания в высшей и средней школе. В 1961 году с отличием окончила Всесоюзный заочный финансово-экономический институт по специальности «Экономика промышленности».

В г. Рубцовск прибыла в 1942 году по эвакуации. С сентября 1950 года преподаватель РМТ по истории и экономике социалистической промышленности и заведующая кабинетом этого предмета, а с августа 1951 года — заведующая филиалом техникума при заводе «Алтайсельмаш» до февраля 1954 года, а затем преподаватель истории. С июня 1964 года стала работать на заводе «Алтайсельмаш».

Белобородько (Шейнблит) Цивя Лейб Хаимовна, родилась в 1906 году в многодетной семье еврея-шапочника. В 1933 году окончила годичные курсы по подготовке учителей-историков, получив право преподавать историю в 5 классах.

В 1938 году окончила Житомирский пединститут. Осенью 1941 года из г. Харькова, где она работала в районо инспектором, эвакуировалась в г. Сталинград, а летом 1942 года — с семьей в г. Рубцовск. Родители, не успевшие эвакуироваться в 1941 году из г. Житомира, были убиты немцами. С августа 1944 года по июль 1956 года преподавала историю СССР в Рубцовском машиностроительном техникуме, затем была уволена по сокращению штатов. Хорошо знала русский, еврейский, украинский, немецкий и французский языки. Учащиеся называли её Циля Львовна.

Дубакина Нина Борисовна, 1928 года рождения. В 1941 году прибыла с родителями в г. Рубцовск после эвакуации из г. Харькова. В 1946 году окончил женскую среднюю школу им. Кирова и поступила в Томский государственный университет на историко-филологический факультет (отделение русский язык литература). После его окончания в 1951 году — преподаватель русского язык и литературы в Рубцовском машиностроительном техникуме. Знала иностранные языки — французский, немецкий и украинский. В октябре 1957 года уволилась в связи с отсутствием нормальной педнагрузки с переводом в Рубцовскую телестудию в качестве ответственного редактора.

Вместе с ними в техникуме трудились специалисты заводов, преподававшие спецдисциплины.

Это: Подручик Маргер Альбертович, преподаватель дисциплины «Конструкция, основы теории и расчёт трактора», Гохберг Михаил Маркович (механика), Макагон Мардухай Бенцлонович, работавший на Алтайском тракторном заводе старшим мастером термоотделения инструментального цеха, а в октябре 1947 года был зачислен в аспирантуру Томского государственного университета имени В. В. Куйбышева.

Сайфер Илья Янкелевич, начальник теплотехнического отдела Алтайского тракторного завода, «вёл» оборудование термических цехов; Животовский Тимофей Александрович, инженер-профессор по теории металлов, с 1942 года по 1947 год — начальник отдела технического обучения Алтайского тракторного завода и ответственный за прохождение производственной практики студентами техникума. Он же читал лекции по деталям машин, высшую математику; Грязев Михаил Михайлович, читал технологию металлов, химию, знал немецкий и французские языки; Фишель Борис Товьевич — литейное производство; Гахенсон Борис Семёнович — читал теорию и конструкцию трактора и другие дисциплины.

В числе первых преподавателей-специалистов в техникуме работали также инженеры Алтайского тракторного завода Л.М.Певзнер, Е.И.Лопаткин, С.И.Логинов, В.Н.Кельбедин и другие.

Только в первые годы деятельности машиностроительного техникума в нём преподавали специальные дисциплины около тридцати заводских специалистов высокого класса. В техникуме они значились по штатному расписанию преподавателями по совместительству.

Несмотря на это, они стремились передать свои знания молодёжи, ибо в их желании постигать науки они видели своё прошлое и будущее. Поэтому, не считаясь с производственной занятостью и личным временем, они терпеливо и настойчиво передавали учащимся всё, что знали и умели сами, занимались индивидуально с некоторыми из них.

Все преподаватели и учащиеся на протяжении многих лет жили общими интересами, у них были общие цели и задачи, общие проблемы, и решали они их сообща. Именно это их объединяло и роднило.

Вот почему так высоко оценивают бывшие выпускники разных лет профессиональные и человеческие качества своих бывших педагогов и наставников, вот почему они по сей день благодарны им за всё хорошее, что получили в стенах техникума и что осталось незабываемым до сегодняшнего дня. Педагогам всегда было трудно, но особенно трудно им было в первые годы существования техникума и в период его развития в дальнейшем. Они в равной степени испытывали те же трудности, что и учащиеся и все жители города: отсутствие усиленного питания, дефицит материального обеспечения, а иные (приезжие) остро нуждались в жилье. Неудивительно поэтому, что семьи некоторых из них вплоть до середины 50-х годов жили в тех же общежитиях, что и учащиеся.

Для педагогов, преподававших специальные дисциплины, основной проблемой явилась значительная удалённость техникума от завода, что служило причиной нерегулярной их явки для проведения занятий, к тому же руководители цехов и отделов учиняли всяческие преграды для удержания специалиста только для выполнения производственных задач.

Именно поэтому расписания уроков составляли так, чтобы «удовлетворить требования специалистов в целях минимального количества дней посещения техникума. Так, например, мы вынуждены были ввести по 4 часа подряд в одной и той же группе техническую механику и станки. Это решение, не отвечающее педагогическим требованиям, понижает успеваемость, но другого решения найти не представляется возможным...».

Дирекцией же завода это не поощрялось. Так, 31 марта 1944 года директором Алтайского тракторного завода был подписан приказ № 229, которым в категорической форме предписано....«всем начальникам цехов и отделов беспрепятственно отпускать в рабочее время инженеров и техников, читающих лекции в техникуме по общетехническим и специальным дисциплинам на 6 часов в неделю согласно приказа Наркома среднего машиностроения т. Акопова от 01.04.42 года за № 254 и согласно списка, предоставляемого директором техникума... Директору техникума т. Будовскому представить... список отличившихся педагогов-совместителей для премирования». Контроль за исполнением настоящего приказа возлагается на директора техникума.

Приказ исполняется, но с большим трудом и не всегда регулярно. Данная проблема решалась путём устных переговоров с начальниками цехов и отделов. Однако такое положение не могло так долго продолжаться и уже в марте 1945 года выходит новый приказ №194, в котором говорится: «Подготовка среднетехнических кадров на базе Машиностроительного техникума Алтайского тракторного завода является одной из основных задач завода.

Однако некоторые руководители цехов и отделов недооценивают значения этой важной работы и всячески ущемляют интересы инженеров завода, читающих лекции в техникуме. Так, например: начальник ИКП/о тов. Лукашко предложил инженеру отдела тов. Левше, читающему лекции в техникуме, или сдать дела руководителя конструкторской группы или бросить читать лекции в техникуме.

Считая это явление ненормальным и вредным для дела подготовки кадров — Приказываю:

1. При оценке работников отделов и цехов завода, являющихся педагогами — совместителями техникума, исходить из того, что преподавание в техникуме является такой ж работой как и производственная...».

МУК "Библиотечная информационная система" © 2010