[ Главная ] | [ К списку ] | Рубцовский индустриальный институт

Костенко, С. Н. Рубцовский индустриальный институт, 1946-2006 гг.- Рубцовск, 2006.-С.6-11

Создание вуза. Становление в 40-50-е годы


В 2006 году Рубцовский индустриальный институт отмечает свое 60-летие. Днем рождения вуза принято считать 10 января 1946 года. Именно в этот день в Рубцовске начались занятия первой группы учебно-консультационного пункта Московского заочного института металлопромышленности. Но у этого события есть большая предыстория, которая началась несколькими годами раньше и легла в основу появления вуза в Рубцовске.

До 1941 года ни в Рубцовске, ни в других городах Алтайского края не было ни одного технического высшего учебного заведения. Война внесла свои изменения в жизнь тихого провинциального городка, застроенного большей частью небольшими глиняными и деревянными домами, где промышленность была представлена двумя пищекомбинатами - мукомольным и мясоперерабатывающим, а также несколькими промысловыми артелями.

В феврале 1942 года в наш город эвакуируется Харьковский тракторный завод. Около семи тысяч вагонов и платформ с оборудованием прибыло на железнодорожные пути Рубцовска. Кадровые работники тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, прибывшие из Харькова, Сталинграда, Златоуста, Челябинска, Ленинграда и других городов страны, объединены задачей в самый короткий срок начать производство тракторов в Рубцовске. Для них Коммунистическая партия страны ввела режим с почти круглосуточным пребыванием на работе.

Оборудование на строительство АТЗ поступало эшелонами с февраля по август 1942 года. В этих эшелонах, вместе с оборудованием, ехали работники с семьями. В большинстве своем это были специалисты Харьковского тракторного завода, мастера и квалифицированные рабочие. Каждый состав возглавлял начальник эшелона. В пути они находились очень долго. Так, например, четвертый эшелон вышел из Сталинграда 21 апреля 1942 года и прибыл в Рубцовск 12 мая. Часть эшелонов шла северным путем, через Сталинград, Сызрань, Уфу, Челябинск, Омск, Новосибирск, Барнаул, а часть южным путем - через Казахстан и Среднюю Азию.

Просто немыслимый объем работы по разгрузке и установке оборудования был проделан в предельно сжатые сроки. Но для своевременного пуска и успешной работы завода нужно было решить еще одну проблему - кадровую. В военное время во всех отраслях не хватало рабочих рук, а вопрос наличия квалифицированных инженерных кадров вообще стоял как никогда остро.

Коммунисты и комсомольцы призывали на собраниях выполнять производственные задания в тылу так же, как выполняют военные задания на фронте. Они ратовали за совмещение профессий, доказывали каждому рабочему необходимость овладеть двумя-тремя специальностями.

На заводе был введен план технического обучения кадров. С первых дней работы завода большое внимание уделялось подготовке средне-технических специалистов. Осенью 1942 года был открыт Рубцовский тракторный (ныне машиностроительный) техникум с дневным и вечерним отделениями. Уже с 1 октября 1942 года учащиеся дневного отделения техникума проходили на заводе производственную практику. Для них специально организовали рабочие места и выделили станки в инструментальном, ремонтно-механическом и других цехах.

Кроме этого, на заводе действовали курсы повышения квалификации и стахановские школы. Практика показала, что те, кто там учился, впоследствии намного перевыполняли нормы выработки, становились передовиками производства, членами комсомольско-молодежных бригад, а многие назначались бригадирами, наладчиками и мастерами. Только в 1943 году на АТЗ было подготовлено 1063 рабочих.

Четко и умело организовал систему обучения и повышения квалификации начальник отдела подготовки кадров АТЗ Т.А. Животовский, за что руководство завода неоднократно поощряло его благодарственными письмами.

Много специалистов: инженеров, технологов, конструкторов приехало на Алтай для работы по возведению завода. В их числе были директоры заводов П.П. Парфенов и В.Л. Рыбин; главные инженеры Н.Н. Перовский, Л.Я. Кагане, Ф.Ф. Аунапу; преподаватели вузов Т.А. Животовский, Я.С. Герчук, СВ. Яблоновский, А.В. Гандлер, И.З. Ясногородский, И.С. Губер; конструкторы М.С. Сидельников, Э.А. Саркисянц, Х.Я. Тейтельбаум; главные специалисты А.С. Рыбкин, Б.С. Гахенсон, М.М. Гохберг, Я.Н. Прейгерзон, И.Г. Лукин, Э.З. Клурфельд, Я.А. Жежер, Б.И. Шипилин, С.Н.Эпштейн, В.И. Ткаченко, А.В. Тугушев и другие. Но в конце войны часть специалистов вернулась в родные места, другие по заданию партии отправились на восстановление разрушенных фашистами заводов в другую часть страны. Необходимо было готовить инженерные кадры на месте. Причем, подготовку нужно было вести на уровне высшей школы. Руководство города и завода донесло эту проблему до соответствующих министерств.

Нашелся человек, который сумел возглавить и организовать это дело - Тимофей Александрович Животовский. Он и стал инициатором организации в Рубцовске вечернего факультета. Дирекция АТЗ совместно с парткомом поддержали идею Животовского об открытии учебно-консультационного пункта заочного института.

Эвакуированный из Запорожья в Барнаул машиностроительный институт в 1944 году становится Алтайским машиностроительным институтом. Руководство АТЗ предложило Алтайскому краевому комитету ВКП(б) и АМИ организовать на базе Алтайского тракторного завода вечерний филиал института в Рубцовске. Директор завода П.П. Парфенов, главный инженер Н.И. Перовский направили в наркомат сельскохозяйственного машиностроения несколько писем, где обосновывали целесообразность создания филиала и гарантировали стабильность работы.

4 июля 1945 директор АТЗ П.П. Парфенов подписал приказ.

ПРИКАЗ №493

по Алтайскому тракторному заводу

В целях подготовки высококвалифицированных кадров без отрыва от производства на заводе организуется вечерний филиал Алтайского машиностроительного института.

Для обеспечения нормальных занятий в филиале института ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Моему помощнику по кадрам т. Качур совместно с начальником ОТО Животовским к 20 июля с.г. подобрать из числа работающих на заводе контингент студентов для вечернего филиала: две группы 1-го курса по 30-35 чел., одну группу 11-го курса в 30-40 чел.

2. Начальнику ОТО т. Животовскому к 1 августа с.г. организовать подготовительные курсы для студентов филиала по программе, согласованной с АМН.

Расходы по организации подготовительных курсов отнести за счет средств, ассигнованных заводу на подготовку кадров.

3. Начальнику ОТО Животовскому к 5 июля представить гл. инженеру завода на утверждение проект помещения ОТО в целях размещения в нем вечернего филиала и перечень необходимых работ по ремонту здания ОТО.

4. И.о. начальника ЖКО т. Литвинову не позже 20 июля 1945 г. освободить от жильцов и передать ОТО вторую половину дома № 42 по Тракторной улице.

5. Начальнику ремонтно-строительного цеха т. Дзюба к 15 августа с. г. произвести перестройку и ремонт помещения ОТО в соответствии с проектом и перечнем работ, утвержденных главным инженером, а также построить для ОТО сарай.

6. Начальнику ДОЦ т. Дронову и начальнику Утильцеха т. Эпштейн к 15 августа с.г. изготовить необходимую мебель и инвентарь для вечернего филиала согласно прилагаемых перечней.

7. Моему заместителю т. Фертману к 1-му сентября 1945 г. обеспечить вечерний филиал пишущей машинкой, канцелярскими и чертежными инструментами, а также топливом.

8. Моему заместителю т. Винирскому к 1-му августа 1945 г. организовать буфет для учащихся подготовительных курсов и студентов вечернего филиала, а также обеспечивать 3-х разовым питанием профессорско-преподавательский состав АМН, приезжающий для работы в филиале.

9. Начальникам цехов и отделов:

а) Оказывать всемерное содействие т.т. Качуру и Животовскому в подборе контингента учащихся для филиала.

б) Освободить студентов филиала и подготовительных курсов от сверхурочных работ и от работ в выходные дни.

К приказу прилагался перечень мероприятий по обеспечению работы создаваемого филиала. Деревообрабатывающий цех должен был изготовить 50 столов с ящиками, 100 табуреток, пять учебных досок, а также столы канцелярские, шкафы с полками, стулья и вешалки.

Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения получило от директора АТЗ Петра Павловича Парфенова и директора Алтайского машиностроительного института Леонида Георгиевича Исакова официальное подтверждение того, что завод предоставит возможность студентам работать в заводских лабораториях и обеспечит филиал помещением и необходимым инвентарем; а АМИ предоставит филиалу учебные планы, программы и необходимые профессорско-преподавательские кадры.

Вскоре было получено разрешение на создание учебно-консультационного пункта на базе АТЗ от Московского заочного института металлопромышленности. Заведующим был рекомендован Животовский Т.А.

Первоначально, по согласованию с Министерством высшего образования СССР, при отделе технического обучения решено было открыть осенью подготовительные курсы института металлопромышленности. К 17 ноября на них насчитывалось 22 слушателя. Курсы работали при отделе технического обучения. Слушателей готовили к сдаче экзаменов для зачисления на первый курс.

В конце декабря 1945 года первая подготовительная группа направленных на курсы работников АТЗ и Треста № 46 сдала вступительные экзамены, и с 10 января 1946 года 25 человек стали студентами специальности «Технология машиностроения». В числе первых студентов были Перевозное Н.И., Лебедева Т.Б., Сахновская Е.А., Шварц Л., Огнев В. и др.

Осенью 1946 года был проведен второй набор в количестве 25 человек на первый курс этого же института. В числе новых студентов были Синяев М.Е., Салтыков Ю.В., Брайт Л.К., Кулдыбин В.К., Овчинникова А. И., Хрупин А., Корабельников И. и другие.

Учебно-консультационный пункт института размещался в четырех комнатах саманного барака в районе нынешнего рынка «Северный».

Для обеспечения занятий завод выделил пять керосиновых ламп, стеариновые свечи и ежедневно для занятий отпускал два ведра угля.

Студентам вменялось в обязанность приносить сухие дрова для растопки печей. Они сидели за грубо сколоченными столами. Было очень холодно, поэтому на лекциях разрешалось сидеть в верхней одежде, студенты снимали только шапки. От холода застывали чернила, и приходилось писать карандашами.

Очень малая учебная и материальная база не позволяла организовать лабораторные работы по физике и химии. Все реактивы: несколько пробирок и пакетиков с порошком помещались в кармане преподавателя, который показывал опыты сам. Для работ по физике из школ приносили примитивные приборы. Вся учебная литература размещалась в одном шкафу, где было около сотни учебников по разным курсам самых разнообразных изданий.

Большинство студентов не имели возможности нормально питаться, у многих не было подходящей одежды для холодного времени года. Но вера в то, что образование поможет им многое изменить в жизни, была хорошим стимулом к учебе. Тимофей Александрович Животовский оказывал студентам большую моральную поддержку, он доказывал каждому индивидуально необходимость продолжать учебу.

Заметным событием в жизни Рубцовска стало проведение научной сессии Алтайского тракторного завода и Алтайского машиностроительного института. Сессия прошла 15 и 16 июня 1946 года в клубе Алтайского тракторного завода. С сообщениями и докладами на ней выступили ведущие преподаватели и специалисты завода и института, в том числе доктор технических наук П.В. Мелентьев и инженер Е.Э. Саркисянц. Сессия лишний раз доказывала необходимость создания научной школы в Рубцовске, так как для решения многих производственных вопросов требовался именно научный подход. Проведение таких конференций продолжилось в последующие годы. В июне 1948 года конференция прошла в третий раз. Директор Алтайского института сельскохозяйственного машиностроения Л.Г. Исаков рассказал о роли науки и планах научных работ института. О своих исследованиях доложили И.З. Ясногородский, заместитель начальника центральной лаборатории АТЗ, главный металлург АТЗ Я.И. Прейгерзон, Л.Г. Зальманов, заведующий кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» АИСХМ, ГА. Богданова, инженер центральной лаборатории АТЗ и студентка Рубцовского филиала АИСХМ.

В1946 -1947 учебном году на первом курсе Рубцовского филиала было 45 студентов, на втором - 15. В эти годы Рубцовский учебный пункт был филиалом Московского института металлопромышленности.

4 сентября 1947 года. Алтайский машиностроительный институт стал Алтайским институтом сельскохозяйственного машиностроения, что повлекло за собой и расширение перечня специальностей, так необходимых тогда Алтайскому краю и всей Сибири. Все учебно-методическое руководство Рубцовским учебным пунктом взяла на себя администрация института в Барнауле, а обеспечение помещениями, лабораторным оборудованием и материально-техническое снабжение приняло на себя руководство АТЗ.

МУК "Библиотечная информационная система" © 2010