Д. Тартт "ЩЕГОЛ"
Давно я не читала таких объемных, таких долгих, таких экшн-книг.
Во время чтения книга периодически казалась затянутой, много рассуждений, в особо чернушных местах хотелось бросить (есть читатели, кому описание суровых жизненных реалий по нраву, но я отношусь к любителям доброго и светлого, когда все хорошо. Но так же не бывает, верно?). Однако, закрыв ее, я поняла, что она из тех книг, которые запоминаются. Может быть, как раз вот этим самым ощущением некоей неприязни, за то что там все плохо, и плохо, и плохо, и еще хуже. Хотя должна быть справедливой - финал оказался гораздо лучше, чем я ожидала.
Есть ли смысл повторять аннотацию? Мальчик Теодор Деккер в результате теракта в музее теряет маму, обретает ценнейшую картину и вместе с ней массу неприятностей, хороших и плохих людей на своем пути. Кажется, что плохих больше, чем хороших. Много чернухи - подростковое пьянство и наркомания (перешедшие во взрослую жизнь героев), азартные игры, психические болезни, посттравматические стрессы.Почти все герои несколько фриковатые, за исключением мамы Тео и дядюшки-реставратора.
Много русского (точнее, восточно-славянского): герои русские, украинцы, поляки, чехи), книги (Достоевский), даже "Зимняя вишня".
Довольно много искусства разного рода: живопись, антиквариат и реставрация предметов искусства (мебели).
И много «движухи» - сюжет построен неплохо: большие куски, которые могут показаться немного затянутыми, на неожиданном авторском повороте вдруг выруливают совершенно в другую плоскость.
Роман многослойный. Вот только основные, на мой взгляд, темы:
1) Безусловно, это своеобразная беспризорность детей при живом родителе. Смерть матери, заявленная в самом начале, проходит больным нервом через весь роман (при этом оба парня теряют именно мам, а папы, мягко говоря, не соответствуют идеалу отцовства). Многие рецензенты проводят аналогии с Диккенсом в этом плане. Находят точки соприкосновения и с Набоковым («Подвиг»), и с Дж. Роллинг (Поттер – кличка главного героя).
2) Искусство. Настоящее большое искусство, сплавляющее разные столетия, разных людей, нанизывающее их на свой стержень, который, быть может, и есть стержень нашей жизни. В каждом веке каждый человек видит в произведениях искусства свое, но неизменно оставляющее след в душе. Кроме того, по тексту автор делает отсылки к фильмам, музыке (я, например, послушала Пярта и периодически заглядывала в интернет по разным упоминаемым вопросам). Рубину тоже припомнила тут с ее "Белой голубкой Кордовы".
3) Чернуха (это я уже прописала) + славянская мафия. Очень прыгает в глаза старание автора достоверно представить не самые хорошие особенности русских (опять же пьянство, наколки, судимости, бесшабашность и безрассудство Бориса).
4) Любовь и дружба - "забыть ли старую любовь и дружбу прежних дней"? Светлая, чудесня любовь Тео к Пиппе, протянувшаяся сквозь годы.
Большой закрученный роман не дает написать короткий отзыв.
Но если в двух словах: неспокойная и запоминающаяся книга. При всех недостатках - думаю, что скорее в мой читательский актив, чем пассив. Хотя безоговорочно рекомендовать всем не стану.