Г. Газданов "Призрак Александра Вольфа"
Как странно: никогда ранее не слышала даже фамилии этого писателя, а ведь его творчество современники сравнивали ни много, ни мало, с набоковским! Почему же Набокова мы знаем, а Газданова почти нет?
Исправляю эту несправделивость.
Гайто Газданов – один из писателей-эмигрантов, покинувший страну в годы Гражданской войны совсем молодым, жил во Франции, писал совершенно чудесным, неуловимо необычным языком.
Кратко суть романа «Призрак Александра Вольфа»: герой всю жизнь тяготится воспоминанием об убийстве, которое, он уверен, что совершил в молодости в годы Гражданской войны. Но неужели тот человек жив? Чем закончится их возможная встреча?
Книга - переплетение и детективной, и психологической, и любовной, и философской тем.
Начало, конечно, интригует: «Из всех моих воспоминаний, из всего бесконечного количества ощущений моей жизни самым тягостным было воспоминание о единственном убийстве, которое я совершил». Но при всем этом роман вовсе не мрачный, он скорее загадочный, несмотря на то, что финал вполне ожидаем.
Здесь немало автобиографических деталей, автор пережил сам многое из того, о чем пишет – и гражданскую войну, и эмиграцию, и журналистику, и любовь. А может быть и этот случай с убийством (настоящим или несостоявшимся) был в его жизни и так вонзился в душу, что надо было его прописать – проговорить…. Кто знает...
Конечно, самая загадочная фигура – это Вольф. Фамилия Вольф – Wolf – волк - символизирует призрака, оборотня. Какая-то потусторонность присутствует в нем, эта отстраненность от мира сего. Человек видел смерть, и как будто принял ее внутрь себя. Гиблый какой-то по ощущениям. Но притягательный: умный, эрудированный, интересный, необычный.
Любимая женщина героя, Елена Николаевна, осталась непонятной для меня. Несколько раз, читая описание ее внешности, психологических характеристик, я пыталась представить себе такую женщину, и не могла – ни внешне, ни по характеру, не вырисовалась она у меня. Неопределенная, непонятная женщина. Быть может в таких и влюбляются без памяти – в непонятных, с тайной внутри.
Несмотря на, казалось бы, полную реалистичность романа, определенный мистицизм в нем присутствует, какое-то зазеркалье, потусторонность, или даже ощущение, что за событиями наблюдает со стороны кто-то, знающий наперед, как все будет (и это не автор).
Ключевые точки произведения: Жизнь-Любовь-Смерть. Даже скорее так: Смерть-Любовь-Жизнь. Тема жизни и смерти показалась мне главной в романе. Он начинается и заканчивается словами о смерти. Белый «апокалиптический» конь – тоже об этом.
Любовь здесь очень глубоко описана. Не муси-пуси «она страстно кинулась ему в объятья, и они слились в поцелуе». Именно погружение в любимого человека при принятии каких-то его недостатков, и духовное проникновение, и физическая страсть – для меня страницы о любви были одними из лучших и не менее сильных по впечатлению, чем рассуждения о жизни и смерти.
Жизнь – единственная ценность, которую нам дано знать. То, что стОит защищать до последнего дыхания.
Одним словом – книга- размышление
______________
После прочтения посмотрела передачу на канале «Культура» о Газданове «Всадники апокалипсиса»: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20678/episode_id/160597
Буду продолжать знакомство с книгами этого писателя.
И вам рекомендую.