«Маска, я тебя знаю» (Книги Б. Акунина)
Б. Акунину на протяжении уже пятнадцати лет принадлежит пальма первенства по апробации новых культурных стратегий: интеллектуальная игра, квест, мистификации, «фильма» и т. д. Писатель постоянно прибегает к приёму «авторской маски», прячась зачастую не за одной, а сразу за несколькими:
-под именем Анны Борисовой Григорий Чхартишвили написал три произведения: «Там», «Креативщик» и «Времена года»;
- перу Анатолия Брусникина принадлежат романы «Девятный спас» и «Герой иного времени», «Беллона» - книга, объединившая под одной обложкой два романа.
Очевидно, что маскарад Чхартишвили полностью укладывается в социокультурные тенденции нашего времени. Но оказывается, что для «псевдонимов», нужна некая история. Такая операция — придумывание авторской биографии — типична для современной культуры, издатели трансформировали лицо Г. Чхартишвили (Б. Акунина), помогая ему освоить две новые роли: исторического беллетриста Анатолия Брусникина и автора мистических романов Анны Борисовой.
Возникновение женского псевдонима Анны Борисовой объяснялось так: «Скучен тот писатель, которому не хотелось побыть писательницей. <...> Это не приключенческая и даже не коммерческая литература. С Анной Борисовой я не ставил перед собой задачу добиться большого рыночного успеха. Мне хотелось попробовать силы в беллетристике, которая очень близко подходит к рубежу, за которым уже начинается серьёзная литература».
Споры об авторстве романа «Креативщики» тоже были ожесточённые. Сетевой писатель Алекс Экслер признался, что его привлёк к тексту отзыв П. Санаева: «Интереснейшая вещь! Маленький роман, написанный простым, доступным каждому, "бульварным" слогом, восхищает филигранностью сюжетной конструкции и, увлекая с первых строк, приглашает читателя серьёзно поразмышлять над вопросами бытия».
Вывод о возможном авторе Экслер делает следующий: «Писал, скорее всего, мужик. Стиль совершенно мужской. По интернету гуляют слухи, запущенные теми же пиарщиками, о том, что это, дескать, сам Акунин под псевдонимом, но могу успокоить почтеннейшую публику — это даже рядом не Акунин. Как бы Акунин ни стилизовался и не извращался — он всё-таки мастерски владеет русским языком. Здесь же, как справедливо заметил Санаев, язык совершенно бульварный — то есть примитивный».
2012 год, начавшийся со сбрасывания масок, продолжился ещё одним акунинским проектом, вернее, напротив, не проектом, а первым в писательской биографии серьёзным «романом идей».
Заглавием романа, на обложку которого вынесено два имени — Чхартишвили и Акунин, стало придуманное слово «Аристономия». Оно обозначает всё лучшее, что накапливается в душе отдельного человека или в коллективном сознании общества вследствие эволюции.
В последнее время появляется достаточное количество писательских мистификаций, становящихся сразу предметом бурных критических дискуссий. Откровением для многих стала информация, которую распространило издательство «Азбука» о том, что Алексей Маврин, автор романа «Псоглавцы», никакой не безвестный дебютант, а пермский писатель Алексей Иванов, автор «Сердца Пармы», «Географ глобус пропил» и др. Эти примеры ещё раз убеждают в том, что авторская позиция, продуманная игра с классическим наследием, тонкая рефлексия по поводу важных явлений современной жизни, — все эти черты позволяют произведениям Чхартишвили-Акунина-Брусникина-Борисовой становиться заметным литературным фактом современности.
Подготовила
гл. библиотекарь Центральной библиотеки Любовь Худечко
(по материалам статьи М. Черняк (ma-cher@yandex.ru).
Книги Чхартишвили-Акунина-Брусникина-Борисовой можно взять
в Центральной библиотеке г. Рубцовска.
Акунин Б. Азазель.- М.: Захаров, 2001.- 238 с.
Акунин Б. Алмазная колесница. В 2..- М.: Захаров, 2003.- 169, [2] с.
Акунин Б. Алтын-толобас.- СПб.: Нева, 2000.- 411, [3] с.
Акунин Б. Аристономия.- М.: Захаров, 2012.- 539, [1] с.
Акунин Б. Весь мир театр.- М.: Захаров, 2010.- 428, [3] с.
Акунин Б. Внеклассное чтение. В 2 т.- М.: ОЛМА-Пресс, 2002.- 382 с.
Акунин Б. Детская книга.- М.: ОЛМА-Пресс, 2005.- 543 с.
Акунин Б. Квест: роман-компьютерная игра; Квест: коды к роману.- М.: АСТ: Астрель, 2008.- 448 с.
Акунин Б. Кладбищенские истории.- М.: КоЛибри, 2004.- 240 с.
Акунин Б. Комедия; Трагедия.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.- 77, [1] с., 112, [1] с.
Акунин Б. Коронация, или Последний из Романов.- М.: Захаров, 2001.- 350 с.
Акунин Б. Левиафан.- М.: Захаров, 2000.- 234 с.
Акунин Б. Любовник смерти.- М.: Захаров, 2001.- 294 с.
Акунин Б. Любовница смерти.- М.: Захаров, 2001.- 246 с.
Акунин Б. Любовь к истории.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.- 301, [1] с.
Акунин Б. Нефритовые четки. Приключения Эраста Фандорина в XIX веке.- М.: Захаров, 2007.- 700, [1] с.
Акунин Б. Особые поручения две повести о приключениях Эраста Фандорина.- М.: Захаров, 2000.- 320 с.
Акунин Б. Пелагия и белый бульдог.- М.: АСТ: Астрель, 2001.- 288 с.
Акунин Б. Пелагия и красный петух. В 2т.- М.: АСТ, 2003.- 316 с.
Акунин Б. Пелагия и Черный Монах.- М.: АСТ: Астрель, 2001.- 413 с.
Акунин Б. Сказки для идиотов.- М.: ОЛМА-Пресс, 2001.- 192 с.
Акунин Б. Смерть Ахиллеса.- М.: Захаров, 2001.- 314 с.
Акунин Б. Смерть на брудершафт: роман-кино: Младенец и черт. Фильма первая. Мука разбитого сердца. Фильма вторая.- М.: АСТ: АСТ Москва, 2008.- 442, [18] с.
Акунин Б. Сокол и Ласточка.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.- 615, [4] с., [2] л. ил.
Акунин Б. Статский советник.- М.: Захаров, 2001.- 286 с.
Акунин Б. Турецкий гамбит.- М.: Захаров, 2001.- 222 с.
Акунин Б. Ф. М. В 2 т.- М.: ОЛМА-Пресс, 2006.- 380, [2] с.
Акунин Б. Фантастика.- М.: Захаров, 2005.- 367 с.
Акунин Б. Чайка.- СПб.: Нева, .- 84 с., 108 с.
Акунин Б. Шпионский роман.- М.: АСТ, 2007.- 399 с.
Борисова А. Там: роман в трех актах.- М.: КоЛибри, 2008.- 333, [1] с.
Брусникин А. Беллона.- М.: Астрель, 2012.- 445, [2] с.
Брусникин А. Герой иного времени.- М.: АСТ: Астрель, 2010.- 413, [1] с.
Брусникин А. Девятный Спас.- М.: АСТ: Астрель, 2007.- 509 с.
Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство.- М.: Нов. лит. обозрение, 2000.- 576 с.