Ж. Амаду "Дона Флор и два ее мужа»
Как-то так случилось, что этот год у меня проходит под знаком магического реализма. То Маркес ко мне пришел с «Глазами голубой собаки», сейчас вот Амаду с «Доной Флор». По большому счету, я не поклонница этого жанра, и тем лучше, что эта самая магия и мистика появились в романе ближе к концу. Но нельзя не согласиться, что определенное очарование в этом есть.
А начало самое что ни на есть реалистичное: жизнь и любовь Флор, которой суждено было в этой жизни иметь двух мужей. Первый - Гуляка: игрок, бабник, разгильдяй, тунеядец. Но обаятельный, чертяка, не устоять! Щедрый, веселый и добрый. И любовник отменный. Тем и купил Флор, она все ему прощала, любила его. И после его смерти она будет тосковать по нему. Такие мужчины не забываются именно благодаря этой своей бесшабашности, легкости по жизни, яркости в любви. Ведь мог, подлец, последние деньги у Флор забрать. Но ведь мог и целый оркестр с серенадой под окно привести.
Второй супруг, как следовало ожидать – полная противоположность: разумный, серьезный, деликатный, сдержанный, педантичный и предсказуемый во всем, даже в любви по средам и субботам. Такой муж – надежная стена. Но…. Господи, скучно-то как с ним! Но Дона Флор – целомудренная и сдержанная дама, она старается принять эту жизнь как должное, старается любить своего второго супруга, находить в своем сердце нежность к нему. Но тело ее не обманешь. Оно тоскует по Гуляке, оно ждет и зовет его. И эта ее глубоко запрятанная любовь побеждает смерть. Причем самым что ни на есть неожиданным способом.
Это не магический реализм, это какой-то гимн любви получается. Причем любви не платонической, но очень даже плотской. Я удивляюсь, как печатали этот роман в СССР.
Я здесь увидела рассказ о настоящей Женщине, которая никогда не знает, что же ей нужно: муж, с которым нескучно или муж, с которым надежно. В идеале хорошо бы совместить и то, и другое. Но в жизни так не бывает. Бывает только в сказке жанра магического реализма))))
Я не скажу, что это шедеврально. Но так легко написано, и потом - эта бразильская специфика (блюда, традиции, праздники, обычаи, верования, духи и проч.). Хотя описания скорее даже весьма спокойны для бразильских страстей, особенно похождения Гуляки описаны так даже обыденно, с симпатией. Теща вот только его скандалит со знанием дела, со всей страстностью.
Самое главное, что мне здесь еще очень импонирует – это юмор. Например, книга открывается текстом "Когда и что следует подавать во время бдения у гроба покойника" - казалось бы, мрак. Ан нет, уже даже тут уже мелькают нотки юмора. Проделки всех пройдох-друзей Гуляки забавные. Все персонажи вызывают симпатию, так интересно выписаны.
Результат: еще одна хорошая книга в мою читательскую копилку.
Книгу можно взять в Центральной городской библиотеке, библиотеке семейного чтения "Лад", библиотеке "Здоровье", библиотеке "Контакт", в библиотеке № 8.