М. Аромштам "Когда отдыхают ангелы"
Я не понимаю. Обычная детская книжка. Почему несколько раз в глазах внезапно буквально вскипали слезы? Значит не совсем обычная? И премии все ж не «за просто так» дают.
История о детях вроде бы еще не супер-проблемного подросткового возраста. Ранний пубертат. Ага-ага. Это начальная школа, если что. И в тексте книги прямо этот термин и написан. И еще отдельные, на взгляд некоторых читателей-родителей, сомнительные слова и моменты. Но я не ханжа, меня это не коробит. Тем более, что акценты на это не ставятся. Всплывают местами, причем вполне к месту и в контексте событий. Все-таки в таком возрасте (7-10 лет) это еще не главное, хотя они уже влюбляются, они хотят внимания противоположного пола, пусть еще и не совсем осознанно (скучая, прогуливаться по коридору, а на самом деле, замирая, ждать, что тебя вдруг начнут догонять мальчишки; или на горке они будут спихивать тебя, совать снег за шиворот, но какое же это счастье!)))))).
НО! Эти дети еще верят и играют в сказки, их души еще можно затронуть Словом. И Настоящий Учитель (Первый Учитель, которого (цитирую) «положено любить») как никто другой может это сделать. Но для этого надо быть не такой училкой, которая способна сказать первоклассникам за провинность: «Встать, руки за голову!» и уйти, оставив их так. Надо быть таким Учителем, как Марсём (как минимум). А еще лучше бы, как Корчак (как максимум). Имя этого педагога красной нитью проходит через всю книгу. А его «Короля Матиуша» прочтет, наверное, каждый, кто прочитает и «Ангелов». А прочитать «Когда отдыхают ангелы» в идеале, мне кажется, должны все. Дети – безусловно! А также все, кто соприкасается с детскими душами: родители (пусть даже ваши дети уже подросли), бабушки и дедушки, и, всенепременно, учителя.
Так как же нужно с этими детками? «Детское фантазирование ни к чему хорошему не приведет. Человек весь изнутри истончается и становится что твое стекло. Чуть тронул – звенит, слегка заденешь – бьется. Так и получаются люди, не приспособленные к жизни. А надо загрублять. Кожу ребенку наращивать. Для этого школа и нужна. И для знаний. Чтобы фундамент был». Это советовала соседская кумушка.
А бабушка, точнее дедушка по влиянию бабушки, в общем, вместе они считали: «Самое ценное в человеке – его внутренний стержень. Стержень – ось человеческой личности. Его нельзя увидеть или пощупать. Но отсутствие стержня в человеке сразу ощущается. И если этот стрежень был, а потом сломался, весь человек изнутри распадается на куски. С виду вроде бы ничего не изменилось, а на самом деле сплошной человеческий лом. Учительница должна бережно относиться к детским стержням».
В книге не только школьная жизнь детей. Здесь и семейные проблемы (разводы родителей, их новые отношения, приемные дети). Вот почему эта книга еще раз заставила меня подумать о том, как все-таки важно для ребенка, чтобы рядом с ним были не только любящие, но что уж лукавить, нередко занятые и замотанные родители (а особенно, если родитель только один). Присутствие в их жизни мудрых, добрых, понимающих бабушек и дедушек – ах как важно для деток!
И еще только пара моментов.
1.«Чтение, Оленька, - вещь интимная, глубоко личная. Книга – человеку друг, а не чиновник высшего ранга. И никто не имеет права принуждать меня читать что бы то ни было. Даже очень важное», - говорит дедушка.
2.Ну и собственно, про название книги нельзя не сказать: у каждого из нас есть ангел. Но он не может быть все время с нами, ему надо присматривать и за другими людьми, ну и немножко отдыхать. А делать он это может только тогда, когда мы занимаемся добрыми делами. Когда делаем плохое, ангел не может нас оставить без присмотра.
Дайте ангелам отдохнуть.