185 лет назад, 14 июня 1835 года, родился Николай Григорьевич Рубинштейн – пианист-виртуоз, дирижёр, основатель Московской консерватории.

Nikolai Rubinstein 1872Не вызывает сомнения тот факт, что современная Россия может по праву гордиться своими культурными деятелями. Однако память человеческая выборочна, и, отдавая дань уважения одним, мы зачастую забываем многих других достойных нашего внимания выдающихся людей.

Центрами русской музыкальной культуры многие годы остаются Московская и Санкт-Петербургская консерватории. Появление этих учреждений стало возможным благодаря талантам братьев Рубинштейнов, Антона и Николая. И если имя Антона Рубинштейна широко известно (чему во многом способствуют многочисленные творения на композиторском поприще), то имя Николая Рубинштейна незаслуженно находится в тени славы его знаменитого брата. 14 июня 2020 года исполнилось 185 лет со дня рождения великого артиста. Настало время вспоминать.

 

 

Большое влияние на будущее своих детей оказала мать - Калерия Христофоровна. Заметив тягу Антона и Николая к музыке, мама сама занималась с ними с раннего возраста. Николай Григорьевич так впоследствии вспоминал это время:

"Нас, то есть детей, будили в шесть часов утра даже зимой, и вот после чашки молока я должен был садиться за фортепиано и непременно положенное время играть упражнения".

snow4143dac972e1743f158a889cb0da6f9dc7 i 4835 копияИ даже по прошествии многих лет Рубинштейн мог безошибочно и даже с большим совершенством сыграть произведение, выученное ещё в детские годы. Его способность быстро осваивать новые музыкальные тексты была потрясающей: "Положите ему какую хотите музыку — он читает ее, как газеты..." - говорил об этом Князь Одоевский.

Чтобы продолжить образование, мама везет детей в Берлин, Петеребург и Москву. Братья дают совместные концерты, получают уроки у лучших учителей. Эта поездка принесёт Рубинштейну славу выдающегося пианиста. Николай решает самостоятельно занимается собственным совершенствованием в музыкальной сфере.

Rubinstein N A Postcard 1910руб 0018 копияПеред 13-летним Николаем всё более ярко очерчивалась перспектива николаевской солдатчины. Избежать службы можно было, выучившись в университете на юридическом факультете. Первое время увлечённый новой деятельностью Николай исправно посещал все занятия, однако вскоре его интерес к наукам стал угасать, и к концу обучения он почти совершенно перестал бывать в университете.

Известность, полученная благодаря музыкальным способностям, открыла ему двери в высшее московское общество, где он вскоре занял достаточно твёрдое положение. Великосветские балы и развлечения в кругу друзей пришлись ему по душе. Возобновившиеся музыкальные выступления в качестве пианиста и дирижёра симфонических оркестров всё больше укрепляли авторитет Николая Григорьевича, популярность его возрастала. Москва, Россия и вся Европа рукоплескали юному, 23-летнему пианисту-виртуозу. Повсюду его принимали радушно и с удовольствием. У Рубинштейна был необычайный дар знакомиться с талантливыми людьми не только в музыкальной, но и в иных сферах. Эта способность и приобретённые связи сыграют вскоре немалую роль при воплощении задуманных им идей.

zdhEx X3gM4Вслед за братом, который поселился в Петербурге и в 1859 году основал там Русское Музыкальное Общество, уже через год Николай открывает в Москве его филиал. В качестве руководителя был избран сам Николай Григорьевич. Достаточно быстро был собран хор и оркестр из членов Общества, стали проводиться квартетные собрания, концерты, в которых участвовал и сам Рубинштейн. Мероприятия стали столь популярны, что достать билеты на них было практически невозможно. За годы деятельности под управлением Рубинштейна состоялось более 250 концертов.

руб 0003Менее чем за десятилетие молодому Рубинштейну удастся не только создать новую организацию, но и повлиять на музыкальную культуру Москвы, бывшую до той поры городом достаточно провинциальным в этой сфере. Приходить на концерты в вечерних платьях и фраках стало считаться хорошим тоном, а разговоры в зале во время выступлений приобрели статус вопиющих случаев. Опоздавшие к началу мероприятия по строгому требованию Николая Григорьевича к посещению не допускались. Престиж концертов был чрезвычайно высок. Публика замирала, когда Рубинштейн, став за дирижёрский пульт, обводил глазами зал. По завершении каждого номера звучали неистовые овации восторженных слушателей, которые обожали Рубинштейна.

Идея консерватории в Москве посещала Николая не раз. Однако для её реализации необходимы были немалые деньги. И снова авторитет и неуёмная энергия Рубинштейна сыграли значительную роль в сборе средств. Была объявлена благотворительная подписка, которую с энтузиазмом поддержали газеты.

16643Уже 1 сентября 1866 года Московская консерватория была торжественно открыта. Со дня основания учреждения и до конца жизни Николай Рубинштейн являлся директором этого учебного заведения. В своей речи на одном из первых заседаний совета консерватории Рубинштейн отметил, что необходимо «…приготовить не только специалистов по тому или иному инструменту, но и  музыкантов  в  обширнейшем  смысле этого слова». Для реализации этого тезиса к преподаванию были привлечены лучшие педагоги того времени.

Одним из первых стал П.И. Чайковский, только закончивший Петербургскую консерваторию. Помогая пока ещё мало зарабатывающему Чайковскому, Николай Рубинштейн поселил его в своей квартире и всячески старался поддерживать. Первым исполнителем многих сочинений Чайковского являлся Рубинштейн.

«Я бы, конечно, никогда не сделал себе имени, если бы у меня не был под рукой такой превосходный истолкователь, как ты», — писал Чайковский Николаю Рубинштейну.

руб 0027По настоянию Чайковского Рубинштейн дирижировал премьерой оперы «Евгений Онегин», поставленной студентами консерватории. 

Помимо руководства Московской консерваторией и концертной деятельности, Николай Григорьевич занимался преподавательской деятельностью: он вёл фортепианный класс и дирижирование. Главной своей задачей в качестве педагога он считал не только обучение студентов игре на инструменте, но и воспитание культурных, широкообразованных людей.

Учиться к Рубинштейну приезжали даже из-за границы.

По поводу популярности Николая Григорьевича высказывался Ф.М. Достоевский:

«Я глубоко стал уважать Nicolas. Я сознаюсь искренно, что он много сделал для музыкального русского воспитания, но зачем же из-за него застреливаются русские барыни с полдюжиной его карточек на груди? Вот это, это что такое? Жестокий! Тиран!!»

1328121427812Несомненно, Рубинштейн был хозяином музыкальной Москвы. За свою недолгую, но яркую жизнь он сумел изменить атмосферу музыкального общества от «захолустного городка» до «выше Европейского уровня». В 1865 году он участвует в создании Артистического кружка (клуб творческой интеллигенции города, просуществовавший до 1883 года), в котором собирался весь свет московской богемы (Тургенев, Салтыков-Щедрин, историки Забелин, Ключевский).

руб 0020

Бывая за границей, Рубинштейн всячески старался популяризировать русскую культуру. Лондон, Париж, Кенигсберг и Вена неоднократно становились свидетелями пианистического гения молодого музыканта. Одним из ярчайших мероприятий, устроенных Рубинштейном в Европе, стали «Русские концерты» на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.

Участие в творческой жизни Москвы было широчайшим: деятельное участие в открытии издательской фирмы П.И. Юргенсона, руководство Фондом вспомоществования вдовам и сиротам музыкантов, методическая и организационная помощь педагогам провинциальных городов, ежегодные благотворительные концерты и многое другое. В июне 1880 года Рубинштейн организовал музыкальную часть праздника по случаю открытия памятника А.С. Пушкину в Москве. Николай Григорьевич дирижировал кантатой С.И. Танеева «Я памятник воздвиг…».

руб 0019Уже в конце 70-х годов Рубинштейн заболевает. Постепенно ему становится всё хуже, однако он не прекращает свою музыкально-просветительскую деятельность. В начале 1881 года Николаю Григорьевичу предложено руководить Русскими концертами на Всемирной Выставке в Париже. Кроме того, врачи (в том числе С.П. Боткин) рекомендовали ему посетить для лечения Ниццу. В Европу его сопровождал друг детства С.М. Третьяков с женой, которые не покидали Николая до конца. Болезнь быстро прогрессировала, усилия французских врачей были безуспешны. 

Долгое время память о Николае Рубинштейне будет ещё осязаемой: тотчас после смерти Юргенсон издал альбом с его фортепьянными сочинениями, П. И. Чайковский посвятил ему трио a-moll «Памяти великого артиста», С.И Танеев - кантату «Иоанн Дамаскин».

 

smychkom vzvivalis zalivnym 20130410 img pirozhok vvЖаль, но в советское время имя Николая Григорьевича Рубинштейна будет надолго забыто. В современной России память о Рубинштейне только начинает возвращаться.

Имя  Н.Г. Рубинштейна носит Детская школа искусств в Москве. С 1999 года там же открыта Мемориальная комната Рубинштейна. 19 декабря каждого года, в День именин Святого Николая в Школе проходит концерт, посвященный Николаю Григорьевичу. С 1912 года, с перерывами, существует Музей имени Н. Г. Рубинштейна при МГК им. П.И. Чаковского. 

 

imgB

В 2007 и 2013 годах Московской консерваторией проводился Международный конкурс камерных ансамблей и струнных квартетов имени Рубинштейна. Николай Григорьевич был блистательным участником камерно-ансамблевых выступлений. Неудивительно, что именно этот конкурс по праву именуется Рубинштейновским. 

Незадолго до своего ухода, по воспоминаниям Веры Николаевны Третьяковой, Рубинштейн завещал, «чтобы после его смерти исполнили в память его «Реквием» Шумана и чтобы в день смерти его устраивали обед, на котором будут являться все, помнящие его, и с бокалом шампанского говорить: жаль, что с нами нет Ник[олая] Григорьевича]!»