ОТДЕЛ ИСКУССТВ ПРЕДСТАВЛЯЕТ: интересные факты о художниках и их картинах.

Произведения искусства, которые знают все, часто хранят в себе увлекательные истории. Мы любуемся красотой величайших полотен, но истории, которые случились до, во время или после написания шедевров, часто остаются за пределами нашего внимания. И совершенно зря. Иногда такие истории позволяют лучше понять художника или просто удивиться причудливости жизни и творчества.

 

image001«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И.Е. Репин (Третьяковская галерея)

Царевича Ивана художник Илья Репин писал с писателя Всеволода Гаршина (все мы помним его сказку «Лягушка-путешественница»). Гаршин с детства был нервным и впечатлительным. Во время войны с турками он пошел служить в армию добровольцем и после ранения занялся литературной деятельностью. Репин считал, что лучшего кандидата на роль убиенного Ивана ему не найти: «В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть ». Вскоре, после окончания работы над полотном Гаршин покончил с собой — спрыгнул с пятого этажа в пролет лестницы…

 

image002«Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», О.А. Кипренский (Третьяковская галерея)

На картине художника Ореста Кипренского «Девочка в маковом венке» («Мариучча») изображена десятилетняя Анна-Мария Фалькуччи, дочка натурщицы. Художник сильно привязался к ней. У девочки было слабое здоровье, росла она в крайней бедности. Художник взялся опекать девочку, устроил в школу при монастыре. Это было в 1819 году. Через много лет он вернулся в Италию, принял католичество и тайно обвенчался с Мариуччей. Прожили вместе они недолго. Через четыре месяца после венчания Орест Кипренский умер, а еще через несколько месяцев Мариучча родила дочь — Клотильду Кипренскую, чей след, к сожалению, безнадежно затерялся…

image003

«Мона Лиза» (Джоконда), Леонардо да Винчи (Лувр)

Загадку улыбки Джоконды придумал французский поэт Теофил Готье (1811-1872), который восторженно восклицал: «Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти Сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо…Опасно попасть под обаяние этого призрака…Её улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична…» До Готье зрители не видели в улыбке Моны Лизы ничего загадочного.

Добавила популярности картине и её кража из Лувра в 1912 году. Скандал в прессе был грандиозный! За три года, пока ее искали, было продано 6 копий, считавшихся оригиналом, и каждая из них стоила огромных денег.

 

image004«Черный квадрат», К.С. Малевич (Третьяковская галерея)

Картина «Черный квадрат» Каземира Малевича была впервые показана на футуристической выставке в Петрограде в 1915 году. Холст висел в «красном углу» — под потолком, там, где в русских домах вешали иконы. Шла Первая мировая война, и многие увидели в «Квадрате» зловещий символ будущей катастрофы. Сначала Малевич и сам не знал, как относиться к своему «произведению». Когда ему рассказали о значении квадрата в буддизме (символ бесконечности), он лишь широко раскрыл глаза. И тут началась интенсивная накачка квадрата символическим подтекстом…

А потом даже похороны художника были превращены в фарс — тело художника с раскинутыми руками везли на платформе грузовика в гробу в виде креста, на капоте в качестве траурного знака был укреплен «Черный квадрат».

image005«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи (Государственный музей на церковной площади в Милане)

Возможно, это легенда, но когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Пока однажды он не наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

image006image007«Бабушкин сад» и «Московский дворик», В.Д. Поленов (Третьяковская галерея)

В передаче «Что? Где? Когда?» знатокам представили две картины художника Василия Поленова – «Бабушкин сад» и «Московский дворик» с вопросом: «Что общего в них?» Знатоки не догадались. Ответ прост — на картинах изображен один и тот же старый дворянский особняк, но с разных ракурсов. До нашего времени дошел и адрес этого уникального дома — дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате.

image008«Явление Христа народу», А.А. Иванов (Третьяковская галерея (оригинал) и Русский музей (авторская копия))

Над картиной «Явление Христа народу» Александр Иванов работал в течение 20 лет с 1837 по 1857 год в Италии. Он делал огромное количество набросков, изучал историю, ассирийские древности и особенно Библию. Для того, чтобы найти нужный пейзаж, он месяцами просиживал в болотах и пустынных местах Италии.

Но гораздо труднее было изобразить на лицах людей момент обращения к Богу. Для этого художник изучал еврейские лица, пристально вглядывался в лица всех людей, с которыми встречался, часами просиживал в церкви и наблюдал за молящимися. Все это затягивало работу, его упрекали в том, что он ленится.

Закончились деньги, которые ему выделялись на работу. Он вел нищенское существование. Кропотливая работа над картиной привела к тому, что художник испортил глаза и вынужден был долго лечиться. По прибытии в Россию судьба картины не была ясна. После того, как она была выставлена, в печати появилась критическая статья, которая очень огорчила Иванова. Он заболел и вскоре скончался. В день его смерти пришло официальное сообщение о том, что император приобретает картину за 15 тыс. рублей серебром (огромные по тем временам деньги).

image009«Хаос. Сотворение мира», И.К. Айвазовский (Музей армянской конгрегации мхитаристов, о. Св.Лазаря, Венеция)

Находясь в пенсионерской поездке по Италии художник Иван Айвазовский написал картину «Хаос. Сотворение мира» на сюжет из Библии, которая стала настоящей сенсацией в Риме. Папа Григорий XVI купил ее, наградив художника золотой медалью, а писатель Николай Васильевич Гоголь писал Айвазовскому: «Ваня! Пришел ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял «Хаос» в Ватикане».

 

 

image010«Осенний день. Сокольники», И.И. Левитан (Третьяковская галерея)

 

Талантливый художник не обязательно талантлив во всем. У Исаака Левитана, к примеру, получались великолепные пейзажи, зато с изображением людей приходилось нелегко. Вот художник Николай Чехов и помог другу – нарисовал на картине «Осенний день» даму в черном.

 

  

image011

«Утро в сосновом бору», И.И. Шишкин (Третьяковская галерея)

Мишки на знаменитой картине Шишкина принадлежат не кисти Ивана Ивановича, а художнику Константину Савицкому – другу художника, впоследствии бывшему. Павел Третьяков приобрел эту картину у Шишкина за 4 тысячи рублей. Узнав о столь внушительной сумме, Константин Аполлонович, у которого было семеро по лавкам, явился к Ивану Ивановичу за своей долей.

Иван Иванович предложил тому тысячу рублей. Савицкий не на шутку обиделся. Самолюбие художника было задето — как так, его работу оценили в четверть от стоимости картины! Константин Аполлонович даже заявил в сердцах, что главное в картине — медведи, которых он и придумал, и воплотил на холсте, а Шишкин лишь нарисовал фон.

Теперь уже обиделся Иван Иванович, считавший картину и без медведей вполне самостоятельным произведением. И кроме того, эскизы медвежьей семьи Шишкин нарисовал сам. Чем дело закончилось доподлинно не известно, но больше совместных картин друзья не писали.