На V Кирилло-Мефодиевских чтениях, прошедших 23 мая в Центральной городской библиотеке, мастер гончарного дела и владелица студии «TerraCotta» Юлия Кольвашенко представила рубцовчанам персональную выставку глиняных изделий.

IMG 2541Юлия также выступила с докладом, рассказав об истории развития гончарного дела и керамики на Руси.

В Древней Руси люди еще не использовали слово «посуда» (появилось примерно в семнадцатом веке). Оно заменялось другим – «судно» (для пищи), «сосуд» - для питья. Посуда на Руси была очень разнообразной и приспособленной для готовки в печи.

Сырьем для изготовления посуды служила глина. Она является одним из самых распространенных природных материалов, и отличается большой пластичностью.

Изначально производство посуды было ручным. Гончарный круг появился позднее. В целом древнерусские гончары (как и прочие восточноевропейские) владели несколькими приёмами формования изделий:

- Вытягивание на гончарном круге;
- Выдавливание из кома глины;
- Наращивание жгутиков или лент по спирали (нáвод);
- Налепливание их же отдельными кольцами.

Гончарство считалось одним из наиболее почётных занятий и постоянно развивалось и совершенствовалось, получая всеобщую поддержку. В IX-X вв. керамикой занимались преимущественно женщины. Они изготавливали всевозможные сосуды из глиняной массы, к которой примешивались песок, гранит, кварц, мелкие осколки раковин и прочие материалы. Такая технология позволяла получить более вязкую массу и более крепкое изделие.

IMG 2546Распространение гончарного круга на территории Руси началось в IX веке на юге. К этому времени к женщинам присоединились мужчины-ремесленники. Памятники письменности Киевской Руси свидетельствуют исключительно о мужчинах-гончарах. Занимались гончарством преимущественно зимой, т.е. в свободное от земледельческих забот время. Иные мастера трудились и летом, по ночам.

У каждой уважающей себя гончарной мастерской непременно имелось собственное клеймо, по которому можно было узнать происхождение изделия. Керамика различались не только стилем, разнились техники изготовления и способы декорирования, обжига.

Обжиг чаще всего осуществлялся в печах-горнах – на первом располагались дрова, на второй помещали изделия. Между этими уровнями находилась перегородка с отверстиями, через которые жар проникал наверх. В печи поддерживали температуру порядка 1200 градусов. Практиковался также костровой обжиг на открытом воздухе.

Для придания большей прочности готовому изделию, а отчасти в целях внешней привлекательности древние мастера производили дополнительную  обработку поверхности обожженной посуды калением, обвариванием или чернением. 

Каление - способ придания изделиям большей прочности. Суть операции состоит в следующем. Когда сосуды нагреваются докрасна и обжиг их считается законченным, их извлекают по одному из печи палкой или специальными клещами и окунают в бочку с чистой водой. Подержав в ней горшок менее минуты, его извлекают и оставляют остывать на воздухе. В результате закалки поверхность и излом сосуда слегка темнеют, становясь не кирпично-, а коричневато-красными. 
Обваривание - прием обработки, изменяющий цвет сосуда и придающий большую прочность за счет уменьшения пористости. Суть заключается в следующем. Раскаленные докрасна сосуды по одному извлекаются из печи и "купаются" в корыте или в бочке с теплым хлебным раствором. Когда вся партия обожженных сосудов обработана таким образом, ее вновь ставят в печь. Предварительно угли в печи сгребают в сторону. Печь закрывают заслонкой и только на следующее утро извлекают из нее сосуды. По другому способу, горшки оставляют остывать на воздухе. 
Чернение - способ придания изделиям темного цвета. Когда в горне или печи обжиг изделий закончен, то сосуды не извлекают из нее, как при обваривании, а оставляют там же. Подбросив в топку горна или в печь каких-либо горючих материалов, способных выделять большое количество дыма, печь наглухо "замуровывают" - забрасывают землей или замазывают глиной все щели, создавая условия для тления топлива. В результате готовое изделие приобретало характерную черную, а чаще серую окраску. 

Наиболее выдающейся была так называемая поливная (глазурованная) керамика, традиции изготовления которой закладывались в Киевской Руси начиная с X века. Её возникновение обусловлено принятием христианства и привлечением византийских «мастеров от грек» к строительству храмов на территории Руси. Переняв иноземные технологии, древнерусские мастера не ограничились слепым подражанием и стали развивать собственные.

Татаро-монгольское нашествие нарушило развитие керамического производства и уничтожило много достижений русских гончаров IX—XII веков,  вследствие чего практически полностью исчезли двуручные корчаги-амфоры, вертикальные светильники, поливная керамика, перегородчатая эмаль и прочие изыски. Утварь постепенно становилась грубее и примитивнее. Лишь после избавления от ига гончарное искусство получило своё второе рождение. 

Наиболее активно керамические изделия стали использовать в средневековье (VIII-ХVI вв.). Продукцией древнерусских гончаров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки. Основной наиболее широко используемой керамической посудой Древней Руси были кухонные печные сосуды – горшки, крынки, жбаны, миски, сковороды. Из глины изготавливали также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, амфоры и ряд подобных изделий. 

Современные археологи-экспериментаторы и керамисты делают многочисленные попытки изготовления глиняной посуды по древним технологиям. Посуда сельского населения второй половины Х - начала XII в. имела различное функциональное назначение как бытовое, так и ритуальное.

Так, горшки – наиболее многочисленная группа сосудов – использовались как в качестве кухонной, так и в качестве столовой посуды. Кринкообразные сосуды использовались для хранения жидкостей, в частности молока. Корчага применялась для хранения зерна и других сыпучих продуктов. Можно предположить, что сосуд на поддоне использовался для хранения меда или растительного масла. 

 

На выставке представлены такие образцы посуды, как рукомой, елейник (для хранения растительного масла), полевик горшок (для носки питья в поле), квасник, кондюшка (для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол), кумочка (кринка с ручкой), щанки (сосуд из 2-х или 3-х горшков для носки еды в поле) и другие.

Выставка Юлии Кольвашенко работает в отделе искусств Центральной городской библиотеки (пр. Ленина, 137а). Приглашаем всех желающих!

 

IMG 2542 IMG 2545
IMG 2549 IMG 2552