Рубцовск 1941 года - степной городок районного подчинения с численностью населения 40 тыс. человек. Основу его экономического развития составляли предприятия железнодорожного узла, мукомольной и мясоперерабатывающей промышленности, небольшое число промысловых артелей. Большое внимание здесь уделялось развитию сельскохозяйственного производства.
Это был тихий, провинциальный городок с небольшими деревянными и глинобитными приземистыми избушками. Мощеных дорог не было. Лишь на нескольких улицах были проложены деревянные тротуары, тускло освещаемые по ночам лампами от маломощной электростанции.
Накануне войны здесь строились: в северной части города - зерносклады, южной - корпуса сахарного завода. Они-то и определили судьбу будущего Рубцовска, ибо позволили принять на свои площади огромное число станков и оборудования Одесского завода сельскохозяйственного машиностроения и Харьковского тракторного заводов.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов по своим масштабам была самым крупным военным столкновением ХХ столетия. Великая Отечественная война была самой кровопролитной, самой жестокой для населения и армии. В великую Победу над германским фашизмом внес свой посильный вклад и Алтайский край. Кроме воинов Алтай отдал действующей армии значительную часть своих энергетических, технических и других материальных ресурсов. Только за два первых месяца войны на фронт отправлено 9 тысяч автомобилей, 1355 тракторов, 45 тысяч лошадей.
К концу 1941 года на производство военной продукции в той или иной мере перешло большинство предприятий края: от изготовлявших боеприпасы Барнаульского чугунолитейного завода, вагоноремонтного, судоремонтного заводов до инвалидных артелей, которые шили шапки и рукавицы.
Крайне неблагоприятная обстановка на фронте требовала перебазирования основных производительных сил из угрожаемых районов страны на восток. Западная Сибирь, в том числе Алтайский край, стала одним из основных районов размещения перебазированных в тыл предприятий.
В первые годы войны в край перебазировано из европейской части Союза более 100 промышленных предприятий и производств.
Харьковский тракторный завод, переведенный сначала в Сталинград, потом в Рубцовск, стал Алтайским тракторным, Подольский патронный завод - Барнаульским станкостроительным, Одесский завод им. Октябрьской революции превратился в "Алтайсельмаш" и т.п. С некоторыми из предприятий прибывало не менее сотни специалистов, остальных в срочном порядке мобилизовывали, обучали на ходу. Из и так уже обескровленной ресурсами деревни за годы войны в промышленность и на транспорт призвано 117 взрослых мужчин и женщин.
Победа над фашизмом досталась ценой неимоверного напряжения сил народа и огромных потерь. Было бы величайшим кощунством не воздать должное людям, вынесшим на своих плечах тяжести войны, живым и мертвым.
Теме Великой Отечественной войны посвящено множество документальных, политико-аналитических книг, художественных произведений. Предлагаемый вашему вниманию дайджест подготовлен сектором информационно-библиографической работы Центральной библиотеки и посвящен истории города Рубцовска в годы Великой Отечественной войны. При подготовке дайджеста использованы книги И.А.Пустынникова, К.Р.Севастьянова, публикации из периодических изданий. Список литературы по теме прилагается.
Война потребовала перестройки работы всего народного хозяйства, перевода подавляющего большинства гражданских предприятий на выпуск продукции для нужд фронта, перераспределения людских, материальных и финансовых ресурсов. Перестройка проходила в сложных условиях. В отличие от центральных районов страны на Алтае, в Рубцовске и в предвоенные годы не хватало рабочих рук. Количество их сократилось после военных мобилизаций.
Глубокой осенью 1941 года из Одессы, Харькова и Сталинграда на станцию Рубцовка начало поступать разбитое бомбежкой оборудование. Из этого металлического хаоса, недостроенных зданий намечавшегося сахарного завода и нескольких видневшихся в степи приземистых зерноскладов надо было создать два крупных завода - "Алтайсельмаш" и тракторный.
В нескольких приспособленных помещениях открылось фабрично-заводское училище и краткосрочные технические курсы. Основной контингент учащихся - 14-15-летние юноши и девушки, приехавшие их алтайских деревень. Изучаемые станки для большинства из них казались недоступными.
15 декабря 1941 года на станцию Рубцовка прибыл необычный эшелон. На его платформах лежали рельсы узкоколейки, глиномешалки, прессы для кирпича, вагонетки, лесопильные рамы. Лучшие кадровые строители из подмосковных городов Кунцево, Выксы и Владимира приехали, чтобы в голой алтайской степи построить необходимые стране и фронту заводы. Возглавили эту особую строительно-монтажную часть (ОСМЧ-15) - ныне ОАО "Проектно-строительный трест N 46" опытный инженер А.Ф.Дубровин и партийный работник Б.В.Васильев.
На эвакуированных предприятиях общесоюзного значения предстояло не только в короткие сроки наладить работу, но изменить их профиль, организовать серийное производство военной продукции. Оборудование предприятий поступало неравномерно, разрозненно, некомплектно, не хватало рабочей силы, производственных площадей, электроэнергии. Отсутствовали подъездные пути. Часть оборудования монтировалась на действующих промышленных мощностях, большинство их создавали заново.
С началом бурного строительства АТЗ, АСМ и ежедневного поступления большого числа эвакуированных из западных районов страны, в городе создалось очень трудное положение с жильем.
В каждой квартире было дополнительно поселено по 1-2 семьи, а в отдельных больших домах - по 3 семьи. Горисполком и райисполком занимались расселением эвакуированных в близлежащие села, расположенные недалеко от линии железной дороги. Все крупные здания в городе: школы, училища, здания горсовета, горисполкома, окружного совета - были заняты под госпитали, а их было семь. Даже находившиеся в то время в Рубцовске две церкви были заняты. В одной из них размещался склад сахара, во второй - общежитие, в котором были построены трехъярусные нары для сотен человек.
Кроме промышленного, велось еще и гражданское строительство. До войны Рубцовск не располагал собственной строительной базой, что существенно осложняло задачу. Необходимо было как можно скорее приступить к строительству временного жилья.
Строились саманные бараки, полуземлянки, деревянные бараки упрощенного типа.
В строительстве принимало активное участие население города. Ежедневно на копке фундаментов, котлованов и траншей работало 1500 человек. Работали с 8-ми утра до 11 часов дня на строительстве землянок, а с 11 часов до 10-11 часов вечера - у себя на предприятиях или в учреждениях.
Выходных дней было только два в месяц, отпусков не полагалось, земляные работы проводились вручную. Руководство и население города прилагали неимоверные усилия, чтобы сложившаяся обстановка с жильем, топливом, продуктами питания как можно скорее разрешалась. Ответственным работникам горкома партии и горисполкома разрешалось уходить с работы только в 2 часа ночи, так как ежедневно в это время докладывали Москве о строительстве заводов и жилья для размещения эвакуированного населения.
Одним из первых в августе 1941 г. в Рубцовку прибыл груз из Одессы - Завод имени Октябрьской революции - старейшее предприятие Одессы. Поскольку основу этого завода составляло производство сельхозмашин, важно было разместить его в мощном сельскохозяйственном регионе, каким и являлся Алтай.
Характерной особенностью нового завода на южной окраине Рубцовска являлось то, что он являлся сугубо военным объектом и находился в ведении наркомата минометного вооружения. Строительство завода велось специализированной военной строительной частью. Была поставлена задача в кратчайшие сроки пустить в ход заводы, эвакуированные в восточные районы страны.
Строительство нового оборонного завода началось на площадке бывшего недостроенного Рубцовского сахарного завода. 21 августа прибыла из Ростова группа специалистов в количестве 25-ти человек. Они привезли с собой часть оборудования, как уже отмечалось выше, пришли эшелоны с оборудованием Одесского завода имени Октябрьской революции. На строительной площадке находилось несколько полуразрушенных зданий. 6 ноября 1941 года стало днем рождения завода, который в мирное время получил название "Алтайсельмаш". В этот день завод дал первую продукцию для фронта. Основную массу строителей и рабочих предприятия составляли жители Рубцовска и окрестных сел и деревень.
Рождение завода в ноябре 1941 года на южной окраине города означало рождение индустриального Рубцовска - города, статус которого автоматически поднимался на одну ступеньку выше.
В числе небольшой группы прибывших из Одессы были руководители цехов и кадровые опытные рабочие. Они и составили основной костяк будущего коллектива. В условиях сибирской зимы, под открытым небом, эти люди, а также старики, женщины, дети из местного населения круглосуточно монтировали оборудование, строили цеха, осваивали производство. Новые предприятия вырастали в рекордно короткие сроки.
История создания и развития завода во многом сходна со строительством АТЗ. Та же голая степь, те же маленькие под слеповатые глинобитные домики - только на южной окраине города.
Если тракторостроители на первой стадии создания завода имели у себя "переходную энергетику" мощностью более 2500 киловатт, то у сельмашевцев хотя и насчитывались 23 энергетические установки, но каждая из них имела мощность всего 1,5-15 киловатт. К тому же работали эти установки под открытым небом и в суровых условиях сибирской зимы часто выходили из строя. Но трудности не пугали коллектив. Каждый рабочий, инженер и служащий чувствовал себя солдатом передовой линии. Какие бы не встречались трудности, они знали, что там, на фронте, еще труднее.
Заводской музей, подшивка газеты "Алтайский машиностроитель" хранят сотни пожелтевших от времени воспоминаний тех, кто пришел на завод в первые годы его строительства. С утра до вечера на стройплощадке кипела работа, беспрестанно ехала на строительство молодежь из окрестных сел и городов Алтая.
Кадры нового предприятия формировались за счет сельских жителей и, прежде всего, за счет женщин и подростков. Подтверждением тому являются данные отдела кадров на конец 1945 года: из общей численности работающих на заводе женщины составляли 50%, а молодежь от 15 до 20 лет - 62 %. Таким образом, привлекаемые к работе женщины и подростки ранее не имели ни малейшего представления о рабочих профессиях машиностроительного завода. Здесь нужны были не только теоретические знания на уровне вуза, техникума, специализированных школ, но и большая практика, опыт специалистов. На этом фоне роль специалистов и квалифицированных рабочих, приехавших из Одессы, была необычайно велика. Прибывшие приносили с собой опыт работы на передовых предприятиях страны, высокую организацию и дисциплину.
"На всю жизнь запомнил имена тех, с кем разделил свою горькую часть детства - войну, вспоминает токарь-универсал инструментального цеха Михаил Гридчин. - Это Виктор Протопопов, Владимир Ясинский, Андрей Немировский, Николай Кожевников, Мария Немченко, Александр Каратаев, Аскольд Камашников, Василий Атюгин". Трудовая биография П.Малышенко началась зимой 1942 года, когда ей еще не было шестнадцати. Ростом Полина не удалась, и поэтому у токарного станка стояла на ящике-подставке. Освоилась быстро и начала самостоятельно обтачивать корпуса мин для 82-миллиметровых батальонных минометов. Она работала посменно с Верой Рязановой. Девушки старались, как могли. Примечательной для этого коллектива была высокая активность в соревновании. У них оно было хорошо организовано. Станок победителя украшал красный флажок, а за особо выдающиеся успехи - красная звезда.
Ветеран труда З.Комарова начала работать на заводе в 1941 году, когда ей было 14 лет. Она вспоминает: "Иногда домой не ходили, в цехе спали. Работа срочная, но мастер посмотрит, мы уже из сил выбиваемся, и скажет: "А ну спать, детвора!". Был он у нас добрый, но требовательный. Работали на заводе мои одногодки. Ребята из районов приехавшие. Они умудрялись за неделю вперед хлеб съесть, а потом с голоду падали. Так наш начальник не стал хлебные карточки им на руки выдавать. А я каждый день отрезала их талоны и выдавала им паек." Вот так работала молодежь Рубцовска в суровые военные годы. Молодые рабочие сознавали, что от интенсивности их труда зависит победа на фронте. И они трудились так, как сражались на фронте их отцы и братья.
Было массовым соревнование за звание фронтовых бригад. Победителям выдавали стахановскую премию в виде дополнительного питания. Нередко в цехе появлялся приказ директора завода об обеспечении питанием стахановцев, ежедневно перевыполняющих производственное задание. В распоряжение начальника цеха передавались дополнительные обеды для питания передовиков-стахановцев без вырезки талонов в продовольственной карточке, в том числе и на хлеб. К обеду каждому передовику давалось по 100 граммов дополнительного хлеба. Право на стахановский обед имел тот, кто перевыполнял нормы ежедневно на протяжении 5-ти дней.
За три года (май 1942-1945) завод "Алтайсельмаш" поставил около полутора миллионов корпусов мин, и сотни тысяч саперных лопаток. Одновременно он изготавливал и поставлял в освобождаемые от фашистов районы конные плуги. Их было отправлено свыше 140 тысяч. За успехи в производстве продукции для фронта группа работников завода награждена орденами и медалями СССР. Среди награжденных: директор завода Рыбин В.И., главный инженер Каганэ Л.Я., секретарь парткома Перелесов И.П., вагранщица Китаева М.П., формовщик Грицко А.П., фрезеровщица Орешникова З.А. В августе 1944 года бригада экспериментального участка И.Супрунова изготовила первый на Алтае тракторный пятикорпусный плуг 5К-35. В 1945 году завод начал серийное производство этих плугов.
Площадка, где предстояло обосноваться заводу, представляла собой почти пустырь. Стояло лишь несколько деревянных домиков, трехэтажное кирпичное здание (ныне сельскохозяйственный техникум), несколько амбаров зернохранилища, небоскребами возвышались над пустырем две бетонные элеваторные башни.
В амбарах решено было устанавливать металлорежущее оборудование механических цехов, а корпуса сталелитейного, кузнечного, чугонолитейного цехов и энергетическую базу - ТЭЦ - надо было еще строить. Начиналась одна из героических страниц истории Алтайского тракторного - сооружение и пуск завода. В январе 1942 года директором будущего тракторного завода был назначен П.П.Парфенов. Начал быстро создаваться костяк будущего многотысячного коллектива. Прибыла первая горсточка квалифицированных рабочих, мастеров, инженеров - ядро Харьковского тракторного завода. Прибывшие в Рубцовск из Сталинграда, Харькова, Ленинграда и других городов страны кадровые работники тракторного и сельскохозяйственного машиностроения привезли с собой в тыл грозное дыхание войны, горечь разлук и потерь и желание мстить врагу. Они вносили в новый, только еще формирующийся коллектив то высокое напряжение, которого требовала сражающаяся Родина. Это сплачивало людей, поднимало их на выполнение трудной задачи - создать в самый короткий срок тракторный завод. Для немногочисленного технического персонала - мастеров, технологов, начальников цехов и отделов - был введен режим с почти круглосуточным пребыванием на работе. Суровой была на Алтае зима 1942 года. И несмотря на тяжелые погодные условия день и ночь работали на заснеженных пустырях люди. Все делалось вручную. Война взвалила на плечи подростков неимоверно тяжелый труд.
Одновременно со строительством зданий круглосуточно работали бригады монтажников. Первым на заводе в одном из амбаров был пущен ремонтно-механический цех. Не имея почти никакого универсального оборудования, подъемных средств, инструментов, коллектив цеха многое сделал по выполнению заказов для своевременного пуска других цехов. Под открытым небом, в недостроенном здании, начал свою работу кузнечный цех. В десятках городов представители АТЗ тщательно разыскивали затерявшееся в пути оборудование, узлы и даже отдельные детали сложных агрегатов. Особенно большие трудности вызывались отсутствием универсальных металлорежущих станков для организации инструментального и ремонтно-механического цехов, кузнечно-прессового оборудования.
Очень трудным был монтаж одного из самых технологически тяжелых цехов - чугунолитейного. Не имея механизации, люди всю работу, даже самую трудоемкую, делали вручную. Не хватало рабочих рук, и тогда на помощь литейщикам приходили служащие главной конторы, заводоуправления, которые, утроив "живой конвейер", из рук в руки передавали нагруженные песком ведра на формовку.
В моторном, автоматном, механосборочном и других цехах, коченея от мороза, люди работали сутками, по 36-40 часов не отходя от станков, стоявших под открытым небом. Рядом дымились печи-времянки, которыми можно было обогреть негнущиеся пальцы, а главное - накалить металлическую болванку и бросить ее в эмульсию, чтоб не застывала.
Все, кто видел, в каких трудных условиях рождался завод, как создавались и росли его кадры, убеждались, какой неисчерпаемый источник энергии, трудолюбия, упорства и мастерства представляют простые люди.
1 июля 1942 г. был дан первый электрический ток. В марте 1942 г. в Новосибирске было начато проектирование заводской теплоэнергоцентрали, а 9 апреля уже начались строительные работы на площадке будущей ТЭЦ.
7 июля 1942 года огненной струей расплавленный металл пошел из первой вагранки чугонолитейного цеха. Из металла первой плавки отлили чугунную плиту, на которой написали: "Своевременным пуском завода приблизим разгром немецко-фашистских захватчиков". Эта мемориальная доска была прикреплена на здании заводоуправления, а впоследствии стала одним из экспонатов Государственного музея Революции в Москве.
В трудных условиях осваивалось производство в сталелитейном цехе. 11 августа 1942 года здесь была пущена в эксплуатацию первая электропечь, получена первая плавка. Одновременно был смонтирован миксер для приготовления формовочных и стержневых составов, а также небольшая сушильная печь для стержней. В октябре был сдан в эксплуатацию первый заливочный конвейер. Из-за отсутствия приводной станции конвейера тележки перемещались по рельсовому пути вручную.
Об условиях труда, быта и настроении алтайских тракторостроителей зимой 1942-1943 годов рассказал на страницах "Правды" писатель Федор Панферов: "Это были не цехи, а коптилки: под каждым станком, чтобы не замерзла эмульсия, топились железные печки. От них шел угар. Около станков люди, закутанные кто во что попало. И особенно тяжело было тем, у кого станки стояли под открытым небом. Тут тоже под каждый станок ставилась печка. Но она совсем уже не грела человека. Представьте себе: при злых сибирских морозах у станка стоит человек, закутанный в шарфы, шали, в варежках и вытачивает деталь. После этого он идет "домой" в землянку или полухолодный барак, принимает скудный обед и, не раздеваясь, ложится спать... Так ведь не один, не два дня, а месяцы. Временами казалось, что это немыслимое дело - выпустить трактор без завода. Временами казалось, что людские силы надорвутся, и тогда замолкнут, заиндевеют от мороза станки. Но люди упорно не отступали от намеченной цели, упрямо, с сознанием, что они куют победу здесь - в глухом и далеком тылу".
Исключительно сложным и ответственным для дальнейшего развития завода было создание крепкой энергетической базы. Имевшаяся в Рубцовске небольшая электростанция не могла оказать заводу необходимой помощи. Для обеспечения нужд строительства и монтажа оборудования решено было создать "переходную" энергетику. Это тоже оказалось весьма нелегкой задачей. На завод из Томска пришел энергопоезд, который дал тепло и свет.
В течение двух месяцев тракторостроители вручную соорудили насосную станцию, брызгальный бассейн для охлаждающей системы, проложили более двух километров водопроводных, пять километров высоковольтных линий и около двух километров железнодорожных путей. Временная энергетическая база целиком себя оправдала, так как дала возможность развернуть монтажные работы в цехах, на строительных площадках и этим ускорить пуск завода. Одновременно с напряжением велись работы по монтажу ТЭЦ. В рекордный срок был сдан фундамент под турбину в 6 тысяч киловатт, ремонтировались имеющиеся на месте части оборудования, тут же почти кустарным способом изготавливались недостающие детали. 24 августа, когда гитлеровцы пошли на штурм Сталинграда, когда бойцы 21-го стрелкового полка отчаянно дрались за вокзал, за общежития, за корпуса СТЗ, в Рубцовске был собран первый трактор. Трактор рождался не только в цехах АТЗ, но и далеко за его пределами - там, где изготавливались прокат, сталь, резиновые, металлические и другие изделия. Первый трактор-алтаец вышел в намеченные сроки - в канун 25-той годовщины Октябрьской революции.
Трактор АСХТЗ-НАТИ с деревянной кабиной встал на смену сталинградскому и харьковскому. В самые тяжелые месяцы войны, когда в искалеченных обстрелами цехах Сталинградского тракторного строчили пулеметы, а Харьков был оккупирован фашиста ми, первый рубцовский трактор стал символом победы труда над разрушением.
В 1942 году строители сдали в эксплуатацию несколько цехов АТЗ общей площадью 44 470 кв. метров, включая склады зернохранилища, построенные перед войной.
Период с 1942 по 1944 год стал одним из славных страниц в истории АТЗ. Никакие трудности не смогли сдержать трудового подъема коллектива. Выпуск тракторов нарастал из месяца в месяц.
2 августа 1942 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли решение о строительстве в Рубцовске союзного завода тракторного электрооборудования. За год до окончания войны завод начал выпускать готовую продукцию.
Таким образом, в 1944 году в основном закончился период становления перебазированных на Алтай предприятий. Появилась возможность больше уделять внимания технико-экономическому уровню промышленности. Трудящиеся города Рубцовска явились инициаторами соревнования городов Алтайского края за досрочное выполнение государственных планов всеми промышленными предприятиями, за улучшение качества продукции и благоустройство городов.
В обращении, которое подписали 20 тысяч рабочих, инженерно-технических работников и служащих, указывались конкретные обязательства по улучшению производственных показателей городской промышленности, строительства, железнодорожного транспорта, оказанию помощи сельскому хозяйству, благоустройству города и увеличению выпуска товаров широкого потребления для нужд населения.
Огромный вклад в общенародное дело разгрома врага внесли железнодорожники. На станции Рубцовка еще в первый год войны зародилась ценная инициатива - изготавливать запчасти для ремонта своими силами, отказавшись от получения их со специальных заводов. Машинист Стрижкин предложил прибор для определения скорости движения паровоза, слесарь заготовительного цеха, бывший первый председатель горисполкома А.Г.Турков, проявляя инженерный подход к решению технических вопросов, раз работал конструкцию дополнительного привода для раздельного открытия жалюзи конденсатора. Кузнец Дорофеев изобрел штамп для изготовления болтов и поковок противоугонов, применение которых в 10 раз увеличивало выработку.
Производство всех этих приборов было освоено в депо. Изготавливая детали и узлы своими силами, рубцовские железнодорожники полностью обеспечили свою потребность в запасных частях. В депо производилось свыше 800 деталей, которые раньше поступали с завода. Среди машинистов Рубцовского депо началось замечательное движение за рациональное расходование топлива. По инициативе машиниста депо Левичева паровозники стали за каждый рейс экономить большое количество топлива. Такой эффект достигался благодаря использованию в качестве топлива смеси угля, изгари и шлакоотсева, предложенного новатором-машинистом. Почин был одобрен руководством края. В депо была организована школа по обучению машинистов умению экономить уголь. Только за шесть месяцев 1942 года в Рубцовске паровозные бригады сэкономили 2600 тонн угля, в Барнауле - 2000, Славгороде - 1000 тонн.
Перестройка работы транспорта в условиях военного времени вызвала к жизни такое замечательное движение, как создание специальных колонн имени Государственного Комитета Обороны. Железнодорожники Барнаула и Рубцовска построили на свои средства бронепоезд "Железнодорожник Алтая". Народной инициативой с первых дней рождены на железнодорожном транспорте общественные бригады женщин по погрузке и выгрузке вагонов, по очистке путей от снежных заносов. На станции Рубцовка заслуженной известностью пользовалась общественная бригада из семи патриоток под руководством домохозяйки П.Е.Стебляникиной. У нее было пятеро детей. Однако она ежедневно по несколько часов работала на транспорте, помогая быстрее продвигать грузы.
Домохозяйки Рубцовска и работницы железнодорожного узла обратились ко всем женщинам Алтая с призывом овладеть мужскими профессиями. Они писали: "Мы призываем всех женщин-домохозяек Алтайского края последовать нашему примеру и включиться в общенародную борьбу против фашистских бандитов. Становитесь к станкам, осваивайте профессии своих мужей, братьев и отцов". В Рубцовске, число жителей которого возросло вдвое, создалось очень трудное положение с жильем. Выход был найден в строительстве коммунально-бытовых помещений упрощенного типа - саманных бараков- общежитий. Рубцовчане оказывали эвакуированному населению всевозможную помощь продовольствием, одеждой, обувью, делились жилплощадью. Особым вниманием окружали прибывших по эвакуации и оставшихся без родителей детей. Люди, потерявшие дом, близких, должны были почувствовать заботу о себе. Для них был организован сбор вещей у населения города. Детей, потерявших родителей и прибывших с эшелонами в город, срочно отправляли в детские дома и школы. Детских домов было в городе 2, и еще 2 прибыли из западной части Союза.
Принимали и расселяли эвакуированное население депутаты горсовета и партийно-хозяйственные работники города. Они проводили разъяснительную работу среди хозяев частных домов и поселенцев.
Сооружение в степном городке крупных заводов являло собой широко развернувшийся трудовой фронт. Сейчас трудно даже представить величие трудового подвига, совершенного трудящимися Рубцовска в те грозные дни. Страницы истории АТЗ, "Алтайсельмаша" и АЗТЭ полны ярких примеров героизма людей, для которых труд был делом чести и доблести.
На протяжении четырех лет труженики Рубцовска напряженно работали, подчинив свои думы и заботы решению одной задачи - все для фронта, все для разгрома фашизма.
Остро стояла проблема обеспечения народного хозяйства, прежде всего промышленности и транспорта, рабочей силой, особенно квалифицированными кадрами. Был проведен ряд чрезвычайных мер: увеличен рабочий день, узаконены обязательные сверхурочные работы, отменены отпуска, прошла мобилизация трудоспособного населения для работы в промышленности и на транспорте. Рабочие и служащие оборонной промышленности закреплялись за своими предприятиями.
Многообразны были формы трудового патриотизма: массовые воскресники, движения двухсотников, тысячников, за совмещение профессий, за создание особого фонда Главного командования Красной Армии, соревнование за овладение смежными профессиями. Особенно широкое развитие получило движение комсомольско-молодежных бригад. Между ними шло соревнование за получение звания фронтовых и гвардейских. В апреле 1944 г. на АТЗ трудились 285 комсомольско-молодежных бригад, из них 119 - фронтовых.
К членам комсомольско-молодежных бригад предъявлялись весьма высокие требования: выполнять и перевыполнять сменные и месячные задания, увеличивать выпуск сверхплановой продукции, повышать квалификацию, обучать новичков, расширять политический и общеобразовательный кругозор, крепить дружбу и товарищество между членами бригады. Распространенной формой соревнования явилось движение двухсотников (выполнение производственного задания на 200%). Участники его трудились под девизом "Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт". Стремление активно помогать фронту породило движение тысячников, которые выполняли производственные задания на 1000 и более процентов. Жители Рубцовска вносили личные сбережения в фонд обороны, собирали теплую одежду и белье для воинов, заботились о раненых и семьях фронтовиков, приобретали облигации военных займов и денежно-вещевых лотерей. В конце июня 1941 г. возникло движение за сбор средств на строительство боевой техники и вооружения для армии и флота. Инициаторами его выступили юноши и девушки Рубцовска, решившие отдать свои деньги на сооружение танковой колонны "Комсомолец Алтая".
Исторический опыт наглядно свидетельствует, что без всесторонней поддержки народа армия не может добиться победы в войне. С первого дня Великой Отечественной войны Красная армия получила всестороннюю помощь и поддержку всего многомиллионного народа. Труженики тыла помогали фронту не только своим героическим трудом. Они вносили личные сбережения в фонд обороны, собирали теплую одежду и белье для воинов, заботились о раненых и семьях фронтовиков, приобретали облигации военных займов и денежно-вещевых лотерей. Рубцовчане отдавали фронту не только свои излишки. Чаще они делились с защитниками Родины всем необходимым, преодолевая огромные материальные трудности и лишения.
Родной город становится еще ближе и дороже, когда знаешь его историю, людей, которые ее создавали. С каждым годом все больше ветеранов уходит из жизни, и тем важнее помнить об их трудовом подвиге.
Книги:
1. Алтай в годы Великой Отечественной войны: Сборник документов и материалов.-Барнаул:Алт.кн.изд-во,1965.-456с.
2. Алтай в прошлом и настоящем: Тезисы докладов к научно-практической конференции.-Барнаул, 1997.-256с.
3. Гаврилов Н.С. Алтай в Великой Отечественной войне.-Барнаул: Алт.кн. изд-во,1990.-248 с.
4. Гаврилова Н.Г. Подвиг сибиряков-алтайцев в тылу и на фронте в годы Великой Отечественной войны.-Барнаул: Алт. кн. изд-во,1995.-100 с.
5. Докучаев Г.А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне.-Новосибирск: Наука, 1968.-315 с.
6. Очерки истории Алтайского края.-.-Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987.-448 с.
7. Пустынников И. Рубцовск.-Барнаул: Алт.кн. изд-во,1968.-80 с.
8. Пустынников И.А., Севастьянов К.Р. Ордена Ленина Алтайский тракторный.-Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1978.-216 с.
9. Ратгаузская Н.И. От западной границы до Рубцовска: Об эвакуации Одесского завода в Рубцовск, о работе на заводе Октябрьской революции в годы войны// Говорят живые и мертвые.-Барнаул:Алт. кн. изд-во, 1985.-С.6-56
10. Севастьянов К. Алтайские плугари.-Барнаул: Алт. кн.изд-во,1994.-213 с.
11. Энциклопедия Алтайского края: В 2-х тт. Т 1.-Барнаул: Алт.кн. изд-во,1995.-368 с.
Статьи из периодических изданий
12. Верны героическим традициям: О помощи комсомольцев Рубцовска фронту// Молодежь Алтая.-1975.-5 мая
13. Гнилицкая Г. В труде, как в бою: Трудовые заслуги рубцовчан в годы войны// Ком. призыв.-1980.-9 мая
14. Гнилицкая Г. Приближали победу: К 50-летию стахановского движения// Ком. призыв.-1985.-3 сент.
15. Иванов А. Главный источник Победы// Ком. призыв.-1975.- 9 апр.
16. Игинов А. Второй эшелон: О трудовом подвиге алтайсельмашевцев в годы Великой Отечесвтенной войны// Ком. призыв.-1975.-20 марта
17. Киженцева Г. Гвардейцы тыла: О трудовых подвигах комсомольцев АТЗ в годы войны// Молодежь Алтая.-1970.-9 мая.
18. Козлова В. Завод в степи: Об Алтайском тракторном заводе // Сиб. огни.-1959.-N 3.-С.151-161
19. Кравченко Е. Фронтовые бригады: Стахановское движение на АТЗ в годы Великой Отечественной войны// Ком. призыв.-1985.-13 авг.
20. Марков Н. Для подшефной дивизии: О помощи АТЗ фронту// Алт. правда.-1975.-2 февр.
21. Лобовков Ф. Все для фронта, все для Победы: О работе ремзавода в годы войны// Ком. призыв.-1974.-9 дек.
22. Пузанов Н. Фронт силен тылом// Ком. призыв.-1985.-11 дек.
23. Романюк А. В суровый 1942-й: Из истории АТЗ// Ком.призыв.-1962.-25 апр.
24. Рубленко Н. Сороковые-грозовые: Комсомольцы-рубцовчане в годы войны// Ком. призыв.-1978.-4 окт.
25. Рубцовск в годы Великой Отечественной войны: Материалы номера посвящены 50-летию Победы// Местное время.-1995.-6 мая
26. Севастьянов К. Алтайские плугари: Как рождался завод "Алтайсельмаш"// Алтай.-1995.-N 3.-С.29-41
27. Сигида А. Мы были первыми: Воспоминания комсомольца 40-х гг.// Наш голос.-1991.-19 июня
28. Фефелова А.П. Есть и наш вклад: рассказ о том, как начинался АТЗ, как трудились в его цехах во имя победы над фашизмом// Ком. призыв.-1975.-15 янв.
29. Якунин В. Рубцовск-Одесса: Из истории завода АСМ// Алт.правда.-1974.-1 июня
Составитель: зав. сектором
информационно-библиографической
работы ЦГБ г.Рубцовска
Т.Сахабутдинова
|